Нацбанк сообщил о приведении механизмов списания банками безнадежной задолженности по кредитам в соответствии с Налоговым кодексом. Принятая регулятором методика позволит очистить банковские балансы и поднять рейтинги украинских финучреждений на международных рынках, а также даст толчок развитию связанных с акционерами банков коллекторских компаний
Само появление методики списания банками проблемной задолженности — не новость. Она существовала с конца сентября 2010 г. Тогда Нацбанк принял постановление №424, которым был изменен порядок формирования банками резервов по кредитам, начисленным по ним процентов и списания безнадежной задолженности.
Однако, несмотря на существование четко прописанной процедуры, до начала 2011 г. банкиры успели списать по предложенной методике немногим более 5 млрд. грн. проблемных кредитов (большую часть из которых — 4,4 млрд. грн. — списал Проминвестбанк). Проблема заключалась в том, что в ГНАУ списание долгов трактовали как источник дохода для заемщиков. Соответственно, списывая долги юридических компаний, банки, как налоговые агенты, должны были платить 25% налога на прибыль, а списывая долги физлицам — уплатить 15% налога.
Затем последовало принятие Налогового кодекса, которое требовало от Нацбанка пересогласования порядка списания безнадежных банковских долгов с Минфином. В результате чего вплоть до сегодняшнего дня банкиры не имели законной возможности для очистки своих балансов и, соответственно, не могли улучшить свои показатели перед рейтинговыми и аудиторскими компаниями.
Постоянный балласт в виде значительных резервов давит и на банковский капитал: по законодательству, для расчета главного норматива деятельности любого банка — регулятивного капитала — собственный капитал банка корректируют на резервы (а затем полученную величину делят на активы, взвешенные на риски). «Соответственно, чем больше у банка резервов, тем больший ему надо иметь капитал»,— объясняет председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин.
Кроме того, большие резервы мешают банкам снижать расходы на администрирование «проблемки». «Это десятки тысяч мелких кредитов, которые отнимают много времени и денег на администрирование. Прибыль от них меньше, чем расходы на персонал и судебные издержки. Поэтому легче их списать»,— поясняет резоны банкиров председатель правления «Райффайзен Банка Аваль» Владимир Лавренчук.
Уточненная с Минфином методика такую возможность предоставляет. В частности, НБУ разрешает списывать за счет резервов все кредиты с просрочкой более 90 дней и при неудовлетворительном финансовом состоянии должника (кроме займов инсайдерам и бланковых кредитов, к которым применяются более жесткие требования). При этом списание не является основанием для прекращения взыскания долга — кредитная задолженность просто выносится на внебалансовые счета и по ней продолжается претензионно-исковая работа. Налоги же банк обязан будет заплатить только в случае полного прощения заемщику его долга. В этом случае резервы расформировываются, а банк увеличивает свои доходы и налогооблагаемую базу.
Банкиры приветствуют появление новых правил списания безнадежных кредитов и утверждают, что методика позволит им улучшить свои финансовые показатели. «Финансовое состояние банка для аудиторов и рейтинговых агентств после списания долгов выглядит гораздо лучше, что делает его более привлекательным заемщиком на внешних рынках»,— говорит председатель правления Правэкс-Банка Сергей Наумов.
В то же время президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко уверен, что принятая методика создаст базу для активного развития коллекторских компаний, связанных с акционерами банков. «Собственникам банков становится выгодно за бесценок продать безнадежный долг коллекторской компании, расформировав резервы. А затем получить деньги или недвижимость, заплатив меньше налогов»,— считает эксперт.