Инвестфонды простились с банками

16 июня 2011, 0:07
no image

Нацбанк воплотил свою идею о невозможности участия инвестфондов в капитале банков. Соответствующая норма закона вступила в силу, начиная с сегодняшнего дня. Участники фондового рынка полагают, что от этого новшества никто не выиграл

Сегодня вступил в силу закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования деятельности банков», согласно которому институты совместного инвестирования (ИСИ) не могут быть участниками коммерческих банков. Таким образом, перечень тех, на кого распространяется данный запрет, был расширен. Напомним, что раньше владеть акциями банков не могли только религиозные, благотворительные организации, объединения граждан, а также юрлица с существенным участием банка. Теперь, согласно закону, банки, созданные до вступления его в силу, а также владельцы существенного участия в таких банках (10% акций и более.— Авт.) обязаны в течение шести месяцев привести структуру собственности в соответствие с новыми требованиями.

Сами банкиры отмечают, что НБУ не один год добивался реализации данной нормы. По мнению управленцев Нацбанка, участие ИСИ в капитале коммерческого банка не способствует его прозрачности и создает дополнительные риски. «У банков, в участниках которых значились инвестфонды, и ранее возникали проблемы при проверках. НБУ всегда считал, что банк должен быть прозрачным, а участие ИСИ в капитале банка не дает четкого ответа, кто является собственником корпоративных прав»,— рассказывает председатель наблюдательного совета банка «Центр» Александр Охрименко.

Участники фондового рынка считают, что введение данной нормы особых обоснований не имело. В то же время возможности инвестиционной политики у ИСИ теперь сузились. Поэтому в целом инициатива НБУ воспринимается ими негативно. «Указанное ограничение не имеет под собой никакого разумного объяснения и аргументации, так как трудно найти более прозрачных владельцев акций банков, чем любое финансовое учреждение, к которым относится и ИСИ»,— считает председатель совета Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ) Дмитрий Леонов. Ведь все финучреждения, объясняет он, обязаны подавать развернутую и оперативную отчетность во множество контролирующих органов. «Очевидно, что есть определенные проблемы, связанные, в частности, с инвестициями венчурных фондов в акции банков. Но что касается публичных ИСИ, то разумных оснований для применения таких жестких ограничений я не вижу»,— говорит вице-президент КУА «Кинто» Анатолий Федоренко. Во-первых, объясняет эксперт, эта норма сузила возможности эффективной диверсификации инвестиций ИСИ, часть которых традиционно размещалась в акции первоклассных банков. А во-вторых, стала невозможной деятельность индексных фондов, портфель которых формируется на основании индексной корзины фондовой биржи. «Пока неясно, как в связи с этим действовать индексным фондам, поскольку из трех наиболее ликвидных акций банковского сектора две входят в индексы UX и ПФТС (USCB и BAVL)»,— отмечает Денис Костюк, управляющий активами фондов группы Concorde.

После запрета на торги ценными бумагами группы «Донецксталь», говорит он, это уже вторая новость за месяц, которая подрывает имидж украинского фондового рынка и вызывает негодование его участников. «Можно понять НБУ, который хочет видеть конечного собственника банка, а через ИСИ это практически невозможно. Но с другой стороны, банковские бумаги — это основа корпоративной составляющей нашего фондового рынка, это наиболее ликвидные и надежные корпоративные бумаги на сегодняшний день»,— считает член совета ассоциации «Украинские фондовые торговцы» Олег Швец. Лишение ИСИ возможности оперировать акциями банков, соглашается он, существенно сузит количество хороших инструментов для инвестирования, которых на рынке и так очень мало.

А пока банки и инвестфонды продолжают приводить свою деятельность в соответствие с новой нормой, появляется возможность более выгодной покупки акций коммерческих банков на фоне вынужденных распродаж. И хотя банкиры заверяют, что вложения ИСИ в их капиталы достаточно незначительны, тем не менее вступившая в силу норма должна повлиять на биржевые котировки акций банков. Как выяснили «і» в УАИБ, на сегодняшний день в акции 27 банков (прежде всего активно обращающихся на бирже) инвестировали привлеченные от своих участников активы около 180 ИСИ. Сумма этих инвестиций составляет приблизительно 550 млн. грн. «С момента опубликования этой новости (напоминания в интернете.— Авт.) акции банков (BAVL, USCB) потеряли в цене около 4%. За тот же период индекс акций Украинской биржи существенно не изменил своей стоимости. Поэтому введенное ограничение негативно отразилось на стоимости акций украинских банков»,— комментирует директор компании I-NVEST Владислав Ревчук.

Впрочем, с учетом того, что у ИСИ еще достаточно времени, чтобы продать акции банков, самое интересное может быть впереди. «Пока мы не наблюдаем повышенной активности институтов на данном сегменте рынка акций. Тем не менее мы не исключаем вероятных попыток биржевых спекуляций, манипулирования рынком и использования инсайдерской информации»,— говорит Дмитрий Леонов. С учетом всех вышеперечисленных негативов от данной нормы, добавляет он, УАИБ еще будет обращаться к субъектам законодательной инициативы с предложением об ее изъятии.

Как полагает Анатолий Федоренко, инвестиции ИСИ в акции коммерческих банков можно ограничить таким образом, чтобы инвестиционная политика ИСИ не нарушалась. «Рациональный подход я вижу в ограничении размера инвестиций ИСИ в банковские акции «двойным» лимитом: разрешено инвестировать не более 5% общей стоимости активов одного ИСИ в акции одного банка, при этом приобретать не более 10% уставного капитала такого банка»,— заключает эксперт.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи