Киев и Вашингтон считают беспочвенными опасения Кремля по поводу появления в водах Черного моря американского противоракетного крейсера «Монтерей», в рамках ежегодных учений «Си Бриз 2011»
«Украина не видит в проведении украинско-американских военно-морских учений реальную или потенциальную угрозу для любой из стран Черноморского региона»,— сообщил пресс-секретарь МИД Александр Дикусаров. Он подчеркнул, что все элементы, включенные в программу учений, никоим образом не связаны с отработкой действий, которые могли бы нести опасность для «наших соседей». Дипломат напомнил, что для участия в учениях «Си Бриз 2011» были приглашены все черноморские страны, включая Россию.
В свою очередь, представитель госдепартамента США Марк Тонер заявил, что Вашингтон не намерен вступать в полемику с Москвой по поводу учений. «У них (властей России.— «i») есть право на собственное мнение. Я не собираюсь анализировать заявления МИД России, но мне потребуется больше информации об этих учениях»,— заявил он.
На днях в российском МИД заявили, что заход в Черное море для участия в учениях «Си Бриз 2011» крейсера ВМС США «Монтерей», оборудованного противоракетной системой «Иджис», они расценивают как угрозу своей безопасности. Здесь уверены, что так Вашингтон пытается выстроить нежелательную для России свою противоракетную конфигурацию в регионе. Подобный подход явно не благоприятствует совместному определению концепции и архитектуры будущей системы противоракетной обороны в Европе (ЕвроПРО), переговоры о которой продолжаются, говорится в сообщении.
Напомним, США продолжают осуществлять программу по созданию третьего позиционного района ПРО в Европе в рамках НАТО. Предполагается, что он обеспечит защиту Европы от возможной ракетной угрозы с Ближнего и Среднего Востока. В Кремле не раз отмечали, что такая система может ограничить российский стратегический потенциал. Вследствие этого на саммите Совета Россия — НАТО в Лиссабоне в ноябре 2010 г. российский президент Дмитрий Медведев предложил создавать систему ЕвроПРО с российским участием. В НАТО позитивно восприняли данное намерение, однако позже уточнили, что российское участие предполагает только обмен информацией и координацию действий.
Сторонам до сих пор не удалось договориться по вопросу оценки возможных ракетных угроз, есть расхождения в подходах к принципам построения ЕвроПРО, ее архитектуре. Россия хочет участвовать исключительно на равноправной основе и предлагает строить ее на секторальном принципе, формировать единый периметр противоракетной защиты. Западные партнеры настаивают на региональной эшелонированной ПРО. По их мнению, натовский и российский сегменты должны иметь возможность взаимодействовать при отражении ракетных угроз, но при этом быть автономными. Кроме того, есть сложности в технологической совместимости российских и западных систем раннего предупреждения, не говоря уже о средствах поражения.
В Москве недовольны, что США продолжают создавать ПРО в Европе вне зависимости от российско-американского диалога по данной проблематике, в частности в Румынии. В этой связи глава МИД России Сергей Лавров недавно заявил, что «настойчивое нежелание» подтвердить на бумаге, что ЕвроПРО направлена не против России, вызывает вопросы, а также предостерег от возвращения в состояние «холодной войны».
«Поскольку американцы на предложения Медведева по ЕвроПРО ничего конкретного не отвечают, и прогресса в этом вопросе в ближайшее время ожидать не приходится, Кремль стал больше акцентировать внимание и проявлять дипломатическое недовольство любой военно-политической деятельностью США в Восточной Европе»,— сказал «i» директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов. По его словам, ввиду того, что американцы не отказываются от размещения своих объектов ПРО в Европе, «дипломатический градус со стороны России будет только повышаться». И недовольство, которое было высказано в отношении американского противоракетного крейсера «Монтерей»,— это один из способов «сигнализировать, что Россия тоже меняется и становится более настороженной» в отношении любой военной акции, проводимой под эгидой США.
В свою очередь, глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что реакция России в данном случае была направлена против украинского руководства. «Это традиционная пропагандистская акция. Просто раньше ее использовали против Ющенко, а сейчас вписали в «холодный душ», который приготовили уже для нынешней украинской власти. Это своеобразное наказание за то, что официальный Киев предпочел Таможенному союзу с Россией курс на евроинтеграцию»,— сказал «i» эксперт.
По его словам, Россию, безусловно, раздражает чрезмерная активность США, в том числе на Ближнем Востоке, и это отражено в заявлении, «но о кризисе политики «перезагрузки» между странами пока говорить рано». «Критическое заявление связано с тем, что Москва вернулась к старой пропагандистской риторике, и своим избирателям вновь преподносят старый пропагандистский товар, мол, украинцы опять не могут выбрать, заигрывают с американцами, и вместо того, чтобы договориться о вступлении в Таможенный союз, смотрят в сторону Брюсселя. Это главный смысл заявления, как, впрочем, и ряда действий в последнее время»,— добавил он.
Отметим, что для участия в многонациональных учениях «Си Бриз 2011», начавшихся 6 июня в Одессе, были приглашены все черноморские страны, включая Россию. Однако северные соседи проигнорировали это приглашение. Некоторые полагают, что такая позиция россиян была продиктована в том числе присутствием на мероприятиях грузинских военных.