Венеция поставила рекорд

14 июня 2011, 0:07
no image

Венецианская биеннале продлится до 27 ноября. Этот год — рекордный по представительству. В своеобразной олимпиаде по искусству, которая проходит с 1895 г., приняли участие 89 стран, еще около 40 в параллельной, не оцениваемой жюри программе, плюс галерейные проекты. Весь город — выставочная площадка для современного искусства, затеряться среди павильонов можно не на одну неделю

Рекордный он и для Украины, которая отметилась во всех возможных категориях. В основной программе государство Украина представляет Оксана Мась со своим проектом Роst-vs-Proto Renaissance. Виктор Пинчук в альтернативной программе демонстрировал миру работы своих лауреатов и взгляд знаменитых экспертов-членов жюри на будущее искусства. «А-Галерея» предлагает к вниманию «Барабаны судьбы».

Масштабный проект Оксаны Мась, где из деревянных, расписанных грехами, яиц собираются фрагменты Гентского алтаря, разместился на двух площадках. Пять панелей сложили в форме своеобразного алтаря в церкви Сан-Фантин, три украсили набережную Гранд Канала у станции Stae рядом с собором Сан-Стае.

Причем украинской экспозицией церковь впервые открылась после десятилетней реставрации. «Было очень приятно, когда ко мне на открытии подходили люди, для которых Сан-Фантин — знаковое место в жизни. Они здесь венчались, крестили детей — и им нравится мой проект»,— делилась Оксана Мась.

Торжественно перерезали алую ленточку в павильон министр культуры Михаил Кулиняк и куратор с итальянской стороны Бонито Олива. Среди прочих весьма именитых гостей, прибывших на открытие, был и архиепископ Переяслав-Хмельницкий (Драбинко), отвечающий за внешнеполитические связи.

В этот день он служил утреннюю службу в базилике Св. Марка. «Святой Марк — один из самых почитаемых святых в православии, его мощи хранятся в центральном венецианском храме. Хоть это дело давнее, и мы об этом стараемся не вспоминать, эти мощи были когда-то вывезены венецианскими купцами из православного храма в Александрии. Мы были рады возможности провести здесь службу»,— пояснил настоятель прихода святых жен-мироносиц в Венеции отец Алексий, автор путеводителя по православным святыням Венеции.

Церковь Сан-Фантин надо еще постараться найти в лабиринте венецианских улочек, хоть она и находится совсем рядом с Сан-Марко, зато не заметить треугольную колонну рядом со станцией Stae просто невозможно. Большинство vaporettos — речных трамвайчиков — проплывают мимо нее по Гранд-каналу. Если любопытство все-таки взяло верх над желанием еще чуть-чуть насладиться медитативно-неторопливым движением по каналу, то здесь же, у мозаики, ждет еще один сюрприз от украинских художников.

Собор Сан-Стае для своей экспозиции «Барабаны судьбы» киевская «А-галерея» арендовала на полгода, выложив более EUR120 тыс. По сути, здесь два проекта в одном. Николай Журавель демонстрировал свою «Пасеку». К сожалению, воплотить весь замысел не позволил приор церкви, запретив демонстрировать видео с пчелами. Виталий Очеретяный создал 28 светильников-барабанов, из которых разместить удалось только 24. «Закольцованные» черно-белые фотографии с самыми разными сюжетами. К примеру, готы на фоне разрушающейся этносреды. Но большинство сюжетов — женские, убеждал Виталий. «Вот в пчелиной семье кто главный? То-то. И в культуре главную роль играют тоже женщины — мамы, бабушки. Именно они на уровне быта передают культуру»,— пояснял замысел Виталий.

Вообще, требования приора — отдельная тема. Играть музыку в церкви он разрешил, и открытие, начавшись с песен Олега Скрипки, закончилось рок-феерией «Мавка», где заглавную роль исполнила хозяйка галереи. «Пчелы» от Журавля ему не понравились, но на концерте цветомузыка скакала по ликам святых как на дискотеке.

Виктор Пинчук привез в Венецию два десятка работ молодых художников, вошедших в шорт-лист международной премии Future Generation Art Prize. 13 работ уже демонстрировались в Киеве, еще семь было создано специально для Венеции. Австриец Клеменс Холлерер соорудил вариацию строительных лесов из досок — скульптуру «Как исчезнуть полностью» — от пола до потолка старинного Палаццо Паподополи. Артем Волокитин, лауреат позапрошлого года, привез новую серию живописных работ. Главную премию — EUR100 тыс. — получила здесь же, в Палаццо Паподополи, 37-летняя бразильянка Синтия Марселле за серию видео.

Громкие имена членов жюри, в том числе Джефф Кунс и Такаши Мураками, предполагают, что поиск новых перспективных имен идет в правильном направлении. Повезло американцу Рубену Очоа. Заехав осмотреть, как экспозиция смотрится в прекрасных интерьерах Палаццо Паподополи, Элтон Джон обратил внимание на одну из трех массивных скульптур из каменной крошки и бетона. И купил ее, решив, что та неплохо будет смотреться в его саду.

Николас Глобо из ЮАР, создающий свои работы преимущественно из использованных резиновых шлангов и ленточек, также создал новую работу для Венеции. Но демонстрировалась она не у Виктора Пинчука, а в самом сердце биеннале — в Арсенале. И это неудивительно, Глобо выигрывает аналогичные конкурсы творческой молодежи регулярно.

«Золотой лев» на этот раз Украине не достался. Но главный принцип в этой «олимпиаде искусства» все тот же — олимпийский. «Главное — стабильность,— комментировал на открытии национального павильона в Сан-Фантин комиссар проекта Виктор Сидоренко, директор Института проблем современного искусства. — Главное, что мы участвуем, и чем больше художников будут иметь международный опыт, тем лучше. Радует, что за десять лет представительство украинского искусства выросло от одной военной палатки до нескольких площадок, таких интересных и таких разных».

«Мы вошли в пятерку лучших павильонов,— поясняет Алексей Роготченко. — Это как в спорте выйти в финал. И уже среди этой, отобранной жюри, пятерки раздавались трое «львов». Да, нам и Корее статуэток не досталось. Но Венеция — только первая остановка, у нас уже много предложений демонстрировать панно Роst-vs-Proto Renaissance в других городах и странах.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи