Открытие недели русских торгов аукционного дома Christie’s ознаменовалось настоящей сенсацией. Полотно кисти Ильи Репина «Парижское кафе», проданное за 4,521,250 млн. фунтов стерлингов (почти $7,5 млн.), установило мировой рекорд стоимости на произведения этого художника
Картина Репина стала самой дорогой за всю историю русских торгов, когда-либо проводимых любым из международных аукционных домов. Написанное в 1875 г., полотно «Парижское кафе» выставлялось в парижском Салоне, а его репродукции довольно часто встречаются в монографиях, посвященных творчеству Ильи Репина. Работа была приобретена в 1916 г. прадедом настоящего владельца, который был лично знаком с художником. С того момента картина на рынке появилась впервые.
Борьба за лот велась между двумя покупателями из зала и одним покупателем по телефону, в результате которой победной стала ставка покупателя по телефону, который пожелал остаться неизвестным.
В ходе распродажи также был установлен и новый рекорд (предыдущий — $48,8 тыс.) на работы Репина, выполненные им на бумаге. Стоимость эскиза к «Парижскому кафе» — «Стоящий господин и Жан-Леон Жером» превысила сумму в 109 тыс. фунтов стерлингов (почти $178,5 тыс.); в целом же три отдельных рисунка пошли с молотка за 187,750 тыс. фунтов стерлингов. Отдельный альбом, состоящий из около 120 рисунков Репина, был продан более чем за 253 тыс. фунтов стерлингов.
Прошедшие торги продемонстрировали крайне высокий интерес и к другим периодам в истории русского искусства. Так, например, за картину Бориса Григорьева «Монах» развернулась ожесточенная борьба ставок, итогом которой стала цена работы в 713 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте в 300-500 тыс. фунтов стерлингов. Представленные в секции послевоенного искусства произведения из знаменитой коллекции Георгия Костаки были распроданы почти все, собрав в общей сложности 234 тыс. фунтов стерлингов. В результате вся секция живописи была распродана на 92% в денежном выражении. «В этом нет ничего удивительного. Легендарное имя Георгия Дионисовича Костаки неразрывно связано с историей русского авангарда 1910-1930-х. Сам факт появления произведений из его коллекции на открытых торгах — это исключительное и знаменательное событие, ведь речь идет не только о высочайшем качественном уровне работ, но и об их ценнейшем провенансе»,— отмечает арт-эксперт Николай Глаубер. Собрание Костаки настолько огромно по значению и размеру, что когда накануне его вынужденной эмиграции из СССР в 1978 г. он подарил большинство работ Третьяковской галерее, оставшейся части хватило еще и на целый музей в Греции. Известный британский художник, лауреат премии Тернера Джереми Деллер рассказывал в одном из интервью, что увиденная в Королевской академии Лондона выставка работ из собрания Костаки произвела на него огромное впечатление и предопределила его дальнейший художественный путь.
Раскупленными оказалось и 96% работ Фаберже. Возглавила секцию императорская презентационная табакерка из золота, которую за 385 тыс. фунтов стерлингов приобрел частный коллекционер из США. Таким образом, аукционный дом Christie’s продолжает лидировать на рынке работ Фаберже, где коллекционеры уделяют наибольшее внимание мастерству и провенансу.
В общей сумме денежный результат аукциона русского искусства Christie’s превысил сумму в 11,5 млн. фунтов стерлингов (около $18,9 млн.). Следующие русские торги Christie’s состоятся в ноябре 2011 г.