Аукционный дом MacDougall’s 8 и 9 июня проведет в Лондоне торги произведениями русского и украинского искусства. На этот раз лидер на мировом рынке русских продаж представит коллекцию из более чем 500 лотов, совокупная оценка которых составляет около $25 млн.
Фаворитом распродажи, предварительно оцененным организаторами в рамках от 1,2 млн. до 1,8 млн. фунтов стерлингов, станет полотно классика русской и советской живописной школы Бориса Кустодиева «Портрет Ирины Кустодиевой». Уникальный портрет дочери художника, написанный в 1911 г., является одной из самых важных портретных работ художника, воспроизведенной во всех монографиях. Эта знаменитая картина была вывезена из России еще до революции. В 1912-1913 гг. она была представлена на передвижной выставке объединения «Мир искусства» в Киеве, Санкт-Петербурге и Москве, а затем показана на международных выставках в Швеции и США. На последней из них холст был приобретен американским промышленником и остался в Соединенных Штатах. Сегодня, впервые за многие десятилетия, эта работа, способная стать подлинным украшением самой притязательной коллекции русского искусства, вновь предложена на продажу.
Талантливый бытописатель и мастер психологического портрета, в том числе — создатель неподражаемых харизматичных образов купчих, Кустодиев вспоминал: «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был передо мной как на ладони… Это были живые типы Островского». Живописец прославился еще и в качестве автора книжных иллюстраций, а также театрального декоратора. По сути, он сумел создать значительные произведения почти во всех областях изобразительного искусства. Однако с наибольшей силой его дарование проявилось в поэтических картинах на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души. «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел,— любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому, это было всегда единственным «сюжетом» моих картин»,— так скромно охарактеризовал свое творчество сам мастер.
Жизнь Бориса Кустодиева была неразрывно связана с Волгой и ее просторами. Большую и неизбывную любовь к Поволжью, краю, где прошли его детство и юность, художник пронес через всю свою жизнь. Окончив в 1896 г. духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств, где занимается в мастерской Ильи Репина, много пишет с натуры. «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу»,— отметил в то время сам Репин.
Практически безболезненный тематический переход живописца от патриархальных образов царской России к изображению новых реалий XX века стал возможен благодаря явным симпатиям Кустодиева к революционным преобразованиям и сочувствию угнетенным. В таких работах, как «Митинг на Путиловском заводе», «Забастовка» или «Первомайская демонстрация у Путиловского завода», художник, вопреки устоявшимся традициям, впервые обратился к образам простых рабочих.
Самым характерным для новой коллекции стало вхождение в нее редчайших полотен признанных русских и украинских мастеров из частных американских и европейских коллекций, многие из которых ранее считались утерянными. В их числе — «Новый браслет», написанный ближе к 1883 г. Генрихом Семирадским (эстимейт — от 250 до 300 тыс. фунтов стерлингов). Картина долгое время считалась утраченной навсегда, будучи известной небольшому числу искусствоведов лишь по дореволюционным гравюрам. Недавно ее обнаружили в американском штате Техас. Выяснилось, что прадед нынешнего владельца приобрел картину более ста лет назад, а вслед за ним четыре поколения его семьи хранили «Новый браслет», совершенно не догадываясь о подлинной важности этой работы.
Аукционный дом MacDougall’s славится своими предложениями шедевров Ивана Шишкина. На этот раз вниманию коллекционеров предлагается его «Сосновый лес» (1895 г.) с эстимейтом от 800 тыс. до 1,2 млн. фунтов стерлингов. Это ценнейшее полотно кисти самого значимого мастера русского пейзажа было лично заказано художнику знаменитым придворным ювелиром царя Николая II Вильгельмом Болиным. После революции Болину удалось вывезти из России часть своего имущества, в том числе — и «Сосновый лес». Долгое время холст бережно хранился в Швеции, в семье наследников Болина.
Немалый интерес способны вызвать и другие выдающиеся лоты. Так, весьма хороша декорация Николая Рериха «Палата Берендея», созданная для сказки Алексея Островского «Снегурочка» (1912 г.), заслужившая эстимейт 350-500 тыс. фунтов стерлингов. Работа была представлена в 1912-1913 гг. на выставке «Мира искусства» в Киеве, Санкт-Петербурге и Москве. Среди других значительных работ, вошедших в новую аукционную коллекцию, необходимо также отметить уникальную работу Нико Пиросмани, редчайшее полотно Мартироса Сарьяна периода «Голубой розы», парадные портреты императора Николая и его супруги Александры Федоровны кисти Александра Маковского.