В столице Германии состоялось торжественное открытие 61-го Международного кинофестиваля «Берлинале», составляющего вместе с Каннским и Венецианским «Большую тройку» важнейших и самых престижных кинофорумов мира. В этом году в борьбе за «Золотого медведя» в основном конкурсе примут участие 17 картин, а обладатели всех призов определятся в день закрытия форума 20 февраля
Жюри основной конкурсной программы «Берлинале» возглавляет Изабелла Росселини. Вместе с ней судить работы будет немецкая актриса Нина Хосс, получившая приз фестиваля «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль в 2007 г., продюсер из Австралии Йен Чэпмен, канадский режиссер Гай Мэддин, звезда Болливуда Аамир Кхан и лондонский дизайнер костюмов Сэнди Пауэлл. Еще один член судейской команды иранский режиссер Джафар Панахи в Берлин не приедет. На родине его приговорили к шестилетнему сроку заключения и, соответственно, запретили покидать пределы Ирана и даже заниматься профессиональной деятельностью в течение 20 лет. В знак протеста и как жест солидарности с режиссером-диссидентом на «Берлинале» не только пройдет демонстрация ретроспективы его фильмов, но и кресло Панахи в жюри будет красноречиво пустовать в течение всего фестиваля.
После традиционной церемонии открытия, состоявшейся во дворце «Берлинале» на площади Марлен Дитрих в центре столицы, свои козыри на внеконкурсном показе выложил вестерн братьев Коэнов «Железная хватка» — один из главных претендентов на «Оскар» 2011 г. (участник 10 номинаций). По мнению почетного президента FIPRESCI Андрея Плахова, по сути, эта картина представляет собой не что иное, как виртуозный римейк культового вестерна 1969 г.
«В свое время именно присуждение каннской «Золотой Пальмовой ветви» фильму «Бартон Финк» открыло Коэнов не только Европе, но и Америке. Они уже давно стали глобальным брендом, им удается снимать коммерческие фильмы, получать «Оскары» и в то же время оставаться фаворитами интеллектуалов. Любой фестиваль мечтает заполучить их фильм в свою программу. На этот раз повезло Берлину»,— так объясняет Андрей Плахов факт почетной роли, отведенной картине.
Для участия в главном конкурсе нынешнего Берлинского кинофестиваля отобрано 17 фильмов. Среди них «Туринская лошадь» венгерского классика Белы Тарра, режиссерский дебют британского актера Ральфа Файнса «Кореолан» (причем главные роли в фильме сыграли Джерард Батлер, Ванесса Редгрейв и сам Файнс), фильм Миранды Джулай «Будущее», работа немца Андреса Файеля «Если не мы, то кто же» и другие. Особый интерес, похоже, вызовет турецкая лента «Наше великое горе» режиссера Сейфи Теомана. Кстати, Вим Вендерс вне конкурса представит в Берлине картину «Пина», а крупный документалист Вернер Херцог покажет 3D-версию ленты «Пещера забытых снов».
Приглашение в главный конкурс ленты «В субботу» шестидесятидвухлетнего режиссера Александра Миндадзе, намеченной к показу 14 февраля, критики расценили как знаковый этап в его карьере. Фильм совместного производства России, Германии и Украины с бюджетом в $3,2 млн. был снят в Украине. Впрочем, киноповествование о Чернобыльской трагедии, которая потрясла мир 25 лет тому назад, было обречено на привлечение особого внимания к себе именно на Западе. Правда, начисто отвергая упреки некоторых оппонентов в конъюнктурности, сам режиссер утверждает, что снимал «В субботу» в расчете исключительно на постсоветского зрителя. «Этот фильм не блокбастер и совсем не исследование причин Чернобыльской катастрофы,— говорит Миндадзе.— Он о людях, живших 26 апреля 1986 г. в субботу в городе Припять, после взрыва, о котором никто не знал. Целый день они жили под радиоактивным излучением, и только на другой день были эвакуированы из этого города». Следует отметить, что известный советский сценарист и соавтор режиссера Вадима Абдрашитова, создатель сценариев таких фильмов, как «Остановился поезд» и «Плюмбум, или Опасная игра» был отмечен на «Берлинале» 1995 г. «Серебряным медведем» за сценарий фильма «Пьеса для пассажира».
Режиссерские дебюты британца Ральфа Файнса, перепевшего Шекспира на современный лад в «Кориолане», и американской актрисы Виктории Махони «Вопль в небо», а также «Кто, если не мы» Андреса Файеля, «Наше великое отчаяние» Сейфи Теомана и «Будущее» Миранды Джулай называют в числе главных соперников ленты «В субботу» в борьбе за «Золотого медведя».
Порадовал своей предусмотрительностью и одновременно огорчил приверженцев жесткой политики российской власти немецкий режиссер Сирил Туши. Несмотря на то что всего за неделю до открытия фестиваля из берлинской студии режиссера были похищены все материалы документального фильма «Ходорковский», премьера которого была назначена также на 14 февраля, он поспешил заверить, что сможет восстановить монтаж в кратчайшие сроки и объявленная премьера безусловно состоится. Туши работал над фильмом в течение пяти лет, отсняв более 200 часов документального материала, взяв интервью в Москве, Петербурге, Лондоне, Чите, Тель-Авиве, Страсбурге и Краснокаменске.