Sotheby’s намеревается восстановить реноме Френсиса Бэкона

12 января 2011, 0:08
no image

В рамках торгов произведениями современного искусства, намеченных на 10 февраля, аукционный дом Sotheby’s намерен добиться рекордной выручки от продажи редкого триптиха британского художника-импрессиониста Френсиса Бэкона под названием Three Studies for a Portrait of Lucian Freud. Работа хранилась в частной коллекции в течение 45 лет и получила предварительную оценку в 7-9 млн. фунтов стерлингов

Триптих Бэкона станет фаворитом специального тематического аукциона Sotheby’s, озаглавленного Looking Closely: A Private Collection («Присматриваясь ближе к частным коллекциям»), в собрание которого вошли более шестидесяти живописных произведений современного искусства при суммарном эстимейте, превышающем 45 млн. фунтов стерлингов. Впрочем, высокая ставка на портрет друга и ученика Бэкона художника Люсьена Фрейда, написанный в 1965 г., может себя не оправдать, так как несмотря на всю харизматичность имени британского мастера цены на его картины подвержены конъюнктурным колебаниям. В начале 2008 г. миллиардер Роман Абрамович взвинтил уровень цен на работы Френсиса Бэкона до немыслимой отметки в $86,3 млн., купив 14 мая на Sotheby’s триптих «Ориентир канонического XX века», написанный в 1976 г. Работа обладала превосходным провенансом и происходила из коллекции семьи Мюи, винопромышленников Chateau Petrus. Тогда эта продажа установила мировой рекорд на произведения художника и стала крупнейшим успехом для аукционного дома Sotheby`s, впервые за свою 350-летнюю историю продавшего на своих публичных торгах вещь за такую невообразимую сумму.

После этого пика, в результате экономического кризиса, разгоревшегося в конце 2008 г., стоимость работ Бэкона вновь существенно упала. Четыре произведения даже не нашли покупателя, хотя, по мнению специалистов, на торги выставлялись далеко не лучшие его картины. Однако этот факт все же посеял сомнения в радужном будущем картин Бэкона на арт-рынке. Тем не менее ныне аукционеры Sotheby’s считают, что кризис позади, и для британского живописца настало время не только восстановления, но и усиления позиций.

Загадочный триптих, приобретенный для частной коллекции непосредственно в 1965 г., когда он был написан, и с тех пор ставший недоступным широкой публике, способен, по их мнению, стать одной из сенсаций на арт-рынке прежде всего потому, что символизирует тесные связи двух крупнейших современных мастеров. Надежды Sotheby’s питает и продажа за $14 млн. в ноябре 2010 г. с серьезным превышением эстимейта поздней работы Бэкона, изображающей игрока в крикет, ранее принадлежавшей врачу художника Полю Брассу.

Бэкона и Фрейда в 1945 г. познакомил художник Грехем Сазерленд; с тех пор они стали близкими друзьями и даже запечатлели друг друга на нескольких своих картинах. Увековечивание на своих полотнах лучших друзей стало для Бэкона хорошей традицией. В то же время живопись художника не назовешь оптимистичной, она достаточно мрачна и передает трагедию существования. Своей кистью Бэкон на грани риска и импровизации превращает людей и животных в безликих калек и уродов; в одноглазых, безруких, обрубленных монстров.

Энергия и экспрессивность живописи Френсиса Бэкона выражена в естественной скульптурности его изображений, в изломах и текучести деформаций. Интересно, что Бэкон наперекор своей экспериментальной эпохе мыслил себя скорее «старым мастером», чем ниспровергателем традиций. Однако «классицизм» Френсиса Бэкона сугубо модернистский, нервный и взвинченный, лишенный каких-либо намеков на уравновешенность и степенность, присущую временам Веласкеса и Рубенса. Его считают самым физиологичным художником всех времен. Неслучайно он нередко писал на практически необработанной, лишенной грунта изнанке полотен. Однажды, проигравшись в Монте-Карло и не имея больше холстов для работы, Бэкон принялся заполнять обратную сторону уже нарисованных картин. «Это было откровение,— вспоминал художник.— Изнанка холста подошла мне куда больше, ведь с нее ничего нельзя стереть; попав на холст, мазок остается на нем навсегда. Только такую картину я считаю произведением искусства». Кроме грубой фактуры полотна, не менее важным для Бэкона было и ощущение своего тела внутри мастерской. Всю жизнь художник занимался живописью в крошечных студиях-чуланах, посреди неописуемого хаоса и беспорядка, размалеванных стен и беспорядочно разбросанных досок, тряпок и другого хлама. Странно, но такое положение давало ему ощущение внутреннего комфорта. «В детстве, когда я плохо себя вел, нянька часто запирала меня в шкаф на несколько часов. Ощущение скомканного пространства стало определяющим для меня — я могу работать только в таких условиях».

Кроме «дружеского триптиха» Бэкона в рамках аукциона Looking Closely: A Private Collection намерены продать портрет Поля Элюара работы Сальвадора Дали, написанный в 1929 г., в год знакомства двух столпов сюрреализма (эстимейт 3,5-5 млн. фунтов стерлингов). Между прочим, на торгах можно приобрести и небольшой автопортрет самого Люсьена Фрейда. Он написан в 1952 г. и предварительно оценен в 600-800 тыс. фунтов стерлингов.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи