Музеи в поисках денег

no image

Музеи в разных странах, даже самые известные, пытаются быть конкурентоспособными и зарабатывать самыми разными способами, начиная от архитектурных усовершенствований и заканчивая эпатажными мероприятиями. Не гнушаются они и сотрудничеством с современными художниками

В конце мая в Риме открылся один из крупнейших в мире центров современного искусства — MAXXI, или Национальный музей искусства и архитектуры XXI века, который сразу стал одной из современных достопримечательностей. Строительство музея площадью 27 тыс. квадратных метров заняло около 11 лет, общая стоимость проекта составила EUR150 млн., что сделало это прецедентом среди объектов культурного назначения в плане масштабности и дороговизны. Для сравнения, строительство знаменитого филиала музея Гуггенхайма в Бильбао обошлось в EUR85 млн.

MAXXI расположился на территории бывших военных казарм в римском районе Фламинио и представляет собой комплекс из двух музеев — MAXXI Искусство и MAXXI Архитектура, куда входят аудитории, библиотеки, книжный магазин и кафетерий, лаборатории, зоны для обучения и отдыха.
Автором проекта выступила британский архитектор Заха Хадид, известная во всем мире благодаря футуристическим и авангардным зданиям. За разработку и реализацию проекта «MAXXI» 2 октября 2010 г. она получила престижную награду Королевского института британских архитекторов — RIBA Stirling Prize 2010.

Спиралеобразное строение со словно застывшими в невесомости лестницами внутри представляет собой самостоятельный объект современного искусства, вписавшийся в архитектуру древнего города. «После многих вариантов мы остановились на концепции «перетекания линий», где главной идеей являются бетонные стены, постоянно пересекающиеся и разделяющие внутреннее и внешнее пространства»,— рассказывает госпожа Хадид.

Учитывая долгосрочность и стоимость проекта, ожидать чего-нибудь подобного в ближайшие годы не стоит. «Золотой век» современной авангардной архитектуры канул в Лету на волне финансового кризиса, хотя на протяжении последних десятилетий практика привлечения именитых архитекторов к разработкам и реконструкциям музеев была весьма распространена за рубежом. Это превращало сами здания в предметы современного искусства, что не только придавало им самостоятельную художественную ценность, но и привлекало посетителей и туристов не хуже известных достопримечательностей, а также способствовало созданию необходимого резонанса в СМИ.

В числе наиболее ярких примеров современной музейной архитектуры — здание Музея современного искусства Соломона Гуггенхайма в Бильбао, разработанное американо-канадским архитектором Фрэнком Гери. Расположенный в столице Страны басков с населением в 353 тыс. человек, музей Гуггенхайма ежегодно привлекает около миллиона туристов, что поставило его в ряд с наиболее популярными и посещаемыми музеями мира и позволило окупить затраты на строительство всего за три года.

К числу наиболее выразительных примеров современной архитектуры также можно отнести здания Денверского музея искусств, Королевского музея Онтарио, Современного еврейского музея в Сан-Франциско авторства американского архитектора-деконструктивиста Даниэля Либескинда.

Денежный вопрос
Современный музей должен не только исполнять культурно-просветительскую и научную работу, но и быть коммерчески выгодным проектом — на государственное финансирование сегодня могут рассчитывать лишь музеи, обладающие статусом национальных, а таких во всем мире совсем немного, но даже им приходится обеспечивать большую часть бюджета самостоятельно.

Поэтому большинство западных музеев представляют собой комплексы, в которых кроме экспозиционных залов расположены торговые точки с сувенирной продукцией, галереи, где продается арт-продукция, лектории, кафе, рестораны и залы для отдыха. Такая инфраструктура позволяет расширить диапазон публики, посещающей «собрания муз», и повысить доходность музеев.
Еще один действенный способ привлечь посетителей — организация и проведение необычных и интересных мероприятий в рамках музея, а также экспозиция произведений самых коммерчески успешных авторов и предметов искусства, проданных по рекордным ценам на аукционах.

Так, в период с ноября 2009 г. по апрель 2010 г. в рамках масштабного международного проекта Embrace! 17 художников создавали инсталляции на стенах корпуса Фридерика Гамильтона Денверского музея искусств, используя помещение в качестве основы для своих работ. При этом многие произведения, как, например, росписи немецкой художницы Катарины Гроссе, создавались на глазах у публики, что по сути превращало инсталляцию в перформанс и тем самым привлекало зрителей, желающих увидеть известного художника за работой.

В музее современного искусства MAXXI также проводят оригинальные и резонансные проекты. Понимая, что зрителя нужно завоевывать с самого начала, а конкурировать на этом поприще с традиционными римскими достопримечательностями — не простая задача. Поэтому художественное программное наполнение проектов все чаще сочетается с маркетинговой составляющей, способной привлечь внимание широкой публики. Так, на выставке «Картины, созданные женщинами. История современной фотографии», которая в настоящее время проходит в музее, представлено 200 работ 120 авторов, представляющих разные периоды из истории фотографии. Но одной из главных «приманок» стало участие в выставке работы знаменитой американской художницы и фотографа Синди Шерман Untitled No. 92, которая в мае 2007 г. была продана на аукционе Christie’s за $2,112 млн.

Современное искусство
Необходимость бороться за внимание аудитории и удерживать посещаемость на должном уровне привела к тому, что все больше «классических» музеев открывают двери для современного искусства. Это каждый раз приводит к ожесточенным спорам между консервативно настроенными критиками и апологетами расширения стилистических рамок в искусстве, но всегда безотказно работает в плане привлечения зрителей и СМИ, повышая посещаемость музеев в несколько раз.

Одним из самых резонансных проектов такого рода стала выставка «Ангел метаморфоз» эпатажного бельгийского художника, режиссера и хореографа Яна Фавра в святая святых академического искусства — Лувре. Шум поднялся еще задолго до открытия экспозиции — возмущенные граждане писали письма протеста в правительство, возле здания музея устраивались демонстрации и пикеты с требованием отменить запланированное мероприятие. Сложно представить более удачную рекламную кампанию — возникший ажиотаж привел к тому, что отбоя от желающих увидеть творения Фабра в интерьере старинного музея не было.

Для самого Фабра этот эксперимент не был первым опытом работы с классикой — еще в 2002 г. он, по заказу королевы Бельгии Паолы, создал инсталляцию Heaven of Delight для Зеркального зала Королевского дворца в Брюсселе, украсив старинную люстру и фрагмент потолка парой миллионов сверкающих надкрылий тайских жуков.

В этом году Лувр вновь пошел на сотрудничество с современным искусством — 81-летний американский художник Сай Твомбли расписал потолок в Зале бронзового века площадью около 350 квадратных метров, став третьим из ныне живущих авторов, приглашенных для работы в главном французском музее. Его предшественниками стали немецкий художник Ансельм Кифер, создавший в 2007 г. масштабное полотно для украшения лестничного марша египетского отдела, и француз Франсуа Морелле, работавший над композицией в виде витража в 2009 г.

По пути сотрудничества с современными авторами пошло и руководство музейного комплекса Версаль — в 2008 г. там состоялась выставка знаменитого американского художника, скульптора, одного из самых дорогих современных арт-деятелей Джеффа Кунса. Проект вызвал не меньше протестов и нареканий, чем луврский «Ангел» Фабра. Особенно активно вели себя защитники исторических интерьеров и ландшафтов. Тем не менее произведения живого классика стиля «китч» за один месяц собрали более миллиона посетителей, что составило седьмую часть от ежегодного количества гостей Версаля.

Оценив эффективность маневра, в Версале продолжили практику микса классики и современности, в результате чего в 2009 г. на территории музея состоялась выставка французского художника Ксавье Вейана. Стоимость этого проекта составила EUR1,4 млн., а одним из центральных экспонатов стала четырехметровая статуя Юрия Гагарина.

Третьим современным автором в стенах королевского замка стал эпатажный японский художник Такаши Мураками, выставка которого стартовала 12 сентября этого года. Она вызвала самое яростное сопротивление со стороны приверженцев традиционного искусства, которые собрали 12 тыс. подписей протеста и в день открытия выставки устроили демонстрацию с лозунгами против «диснеефикации» исторического памятника. Несмотря на эту активность, дирекция музея ответила, что до тех пор, пока не сменится руководящий состав администрации, выставки современного искусства в Версале будут продолжаться. Очевидно, что не последнюю роль в этом сыграла выгода, которую подобные мероприятия приносят для музея как в плане увеличения посещаемости, так и в создании общественного резонанса.

В числе наиболее активных в плане сотрудничества с современными авторами музеев — санкт-петербургский «Эрмитаж». Тут еще в 2001 г. состоялась выставка одного из самых значимых скульпторов XX века Луиз Буржуа. Тогда во дворе Зимнего дворца были выставлены знаменитые фигуры французской художницы — огромные пауки, которые на удивление органично вписались в ландшафт дворцового сада.

В 2007 г. в «Эрмитаже» начала работать программа «Эрмитаж 20/21», основная задача которой состоит в привлечении в музей произведений современного искусства и его почитателей. В планах — проведение экспозиций, представление инсталляций, перформансов, кинопоказов и видео-арта. Среди наиболее значительных проектов «Эрмитажа 20/21» — выставки «Америка сегодня. Выбор Чарльза Саатчи», «Новояз. Британское искусство сейчас», проекты британских художников Аниша Капура («Зеркало») и Энтони Гормли (CLASP).

В начале октября 2010 г. в парадных залах «Эрмитажа» открылась выставка экспонатов из знаменитого парижского Центра Помпиду, представляющая 12 произведений искусства прошлого века в исполнении знаковых авторов того периода. По словам куратора проекта «Эрмитаж 20/21» Дмитрия Озеркова, главным результатом проекта является экспериментальное представление современного искусства в классическом музее и попытка оценить их взаимное влияние.

Помимо выставки, в стенах «Эрмитажа» проходит фестиваль, в рамках которого представлены дизайнерские павильоны современных французских художников Хаймо Зобернига, Хорхе Пардо, Софи Перез и Ксавье Буссирона, вокруг которых разворачиваются перформансы, театральные выступления, мастер-классы и видео-показы.

Почем работы
Активное сотрудничество музейщиков с представителями современного искусства является закономерным результатом возросшего во всем мире интереса к contemporary art. О росте рынка современного искусства можно судить по увеличению объема продаж арт-объектов, а также по рекордным ценам на аукционах. Так, аукционные дома Christie’s и Sotheby’s, подводя итоги первого полугодия 2010 г., отметили стабильный рост по всем направлениям, приток покупателей и увеличение объема продаж в самом дорогом сегменте. Объем продаж дома Christie’s составил $2,57 млрд., что на 46% превысило результаты прошлого года. Динамика продаж дома Sotheby’s впечатляет куда больше — рост составил 116%, сумма продаж составила $2,2 млрд.

Тем не менее, несмотря на общемировую тенденцию, отечественный арт-рынок особого роста не демонстрирует. «Никакой динамики на арт-рынке по сути нет,— говорит директор галереи «Коллекция» Дарина Жолдак,— Могу лишь отметить, что за период кризиса цены на работы украинских художников не упали, зато заметно сократился объем продаж».

Сегодня стоимость работ известных отечественных авторов колеблется в пределах $15-100 тыс. Впрочем, верхнего предела удается достичь лишь единицам — так, самым дорогим из живущих украинских художников считается Александр Ройтбурд, после того, как в июне 2009 г. на лондонском аукционе Phillips de Pury & Co первая картина из новой серии Ройтбурда «Прощай, Караваджо!» была продана за $97 тыс. При этом, как отмечает Дарина Жолдак, в случае частной покупки стоимость картин может превышать $100 тыс., но для официальной оценки стоимости работ используются данные от продаж на аукционах.

Также в числе наиболее дорогостоящих отечественных авторов — Арсен Савадов, стоимость работ которого составляет $40-100 тыс. и Александр Гнилицкий (средняя цена картины — $40-50 тыс.). Работы Ильи Чичкана и Максима Мамсикова продаются в диапазоне $15-30 тыс.

По словам Дарины Жолдак, важную роль в ценообразовании играет популярность автора, его участие в международных выставках и биенналле, узнаваемость и упоминаемость в СМИ — нередко участие в значительном форуме становится своеобразным трамплином для автора. В то же время отечественные коллекционеры все чаще обращают внимание на творчество молодых художников, которые уже успели заявить о себе, но в ценовых вопросах уступают старшим коллегам в несколько раз.

«В Украине постепенно формируется рынок произведений молодых художников. Стоимость картин популярных авторов, к примеру, представителей группы Р.Э.П., колеблется в пределах $3-7 тыс., а учитывая их активность и плотность выставочного графика, можно говорить о том, что у них есть хороший потенциал для роста»,— говорит госпожа Жолдак.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи