Сегодня в широкий украинский прокат вышла биографическая картина «Последнее воскресение» — о последних днях жизни великого русского писателя Льва Николаевича Толстого
В своей работе режиссер Майкл Хоффман, словно навязчивый папарацци, представил зрителю личную драму классика во всей таблоидной красе.
Примечательно, что фильм «Последнее воскресение» создан в копродукции Германией, Великобританией и Россией. В частности вклад последней обеспечивал Андрей Кончаловский в качестве одного из продюсеров картины. «Когда мне предложили этот сценарий, я прочитал его и подумал, что я буду очень рад помочь Майклу Хоффману. Чтобы в фильме не было больших «ляпсусов»,— рассказал Кончаловский в одном из интервью.— Потому что, когда иностранцы снимают про Россию, возникают некоторые неточности, которые у русского человека будут вызывающими». О том, насколько Кончаловскому это удалось, каждый зритель решит после просмотра сам, ведь то, о чем идет речь в фильме, не терпит однозначных ответов и реакций.
В основу сценария картины положен роман The Last Station Джея Парини, который он написал по дневникам самого Льва Николаевича, членов его семьи, а также близких друзей. Слоган же фильма наиболее точно отражает его суть: реальная история о любви и ненависти, страсти и терпимости, об интригах и вере. Речь тут идет о последнем, пожалуй, наиболее сложном периоде жизни писателя. Однако, вопреки ожиданиям, все муки и сомнения Льва Толстого, невозможность жить рядом с любимой супругой Софьей Андреевной, ее непонимание и отдаление друг от друга, а также невозможность из-за нее жить согласно озвученным собственным принципам, в фильме скатываются к банальной семейной драме, которая становится пищей для журналистов со всего мира, устроивших осаду в Ясной поляне, и жаждущих сенсаций, скандалов и интимных подробностей.
Стоит отметить, что тем зрителям, которые мало знают о Льве Толстом помимо того, что он является автором «Войны и мира», «Анны Карениной» и еще ряда произведений, будет довольно сложно ориентироваться в происходящем. Поскольку сюжет фильма построен на драме и личных семейных проблемах и конфликтах великого писателя, возникших в связи с изменением его мировоззрения и философским переосмыслением ценностей жизни. Напомним, что его «Исповедь», «В чём моя вера?», «Крейцерова соната» и другие произведения послужили причиной возникновения религиозно-этического общественного течения «толстовства». Главными же его принципами являются непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности. А также, помимо прочего, — отказ от частной собственности. Именно последний факт, судя по фильму, и стал главным камнем преткновения в отношениях Льва Толстого и его супруги Софьи Андреевны, с которой писатель прожил 48 лет.
Несмотря на то, что нигде в фильме не говорится прямым текстом, кто прав, его создатели сделали максимум, чтобы симпатии зрителя непременно оставались на стороне Софьи Андреевны, несмотря на все ее эксцентричные выходки (битье тарелок, лазанье по карнизам, попытка самоубийства). Последователь, единомышленник Льва Толстого — Владимир Чертков здесь представлен как серый кардинал, который всеми правдами и неправдами принуждает писателя подписать новое завещание (сам Толстой после этого напишет: «Я — заговорщик, и больше никто»), которым он лишает семью наследства, но в то же время способствует популяризации собственных произведений среди широких масс. Чертков выглядит как интриган и заговорщик, который не только регулярно провоцирует ссоры, но и не понимает сути толстовского учения, не понимает всей глубины личной драмы писателя.
Культурный скит и его обитатели в Телятинках демонстрируют, что наиболее рьяные толстовцы не понимают сути его учения, трактуют его ограничено и по-своему (за исключением Маши, которая и учит Булгакова любви, сочувствию, милосердию и широте восприятия). Но особенно неприглядно Чертков выглядит, когда бегство Толстого из Ясной поляны он называет, несмотря на все страдания графа, «триумфом нашего движения». Своего апогея неприязнь к нему достигает в момент смерти Толстого: когда врач отсчитывает время остановки сердца мыслителя, Чертков же — сколько осталось до того момента, когда Толстой окончательно станет великим образом, настоящей иконой, без плоти и без сомнений.
Бесспорным достоинством картины является хорошая актерская игра (если смотреть дублированную версию). И Джемс МакЭвой, и Кристофер Пламмер, и Хелен Мирен в рамках сценария были очень убедительны (последние двое даже номинировались за эти роли на премию «Оскар»). Также в фильме присутствует и драматический накал, и тонкое чувство юмора, и поразительно русские пейзажи, поля и березки (хотя снимался он в Германии). «Последнее воскресение» однозначно рекомендуется к просмотру, только не стоит его воспринимать как истину в последней инстанции.