Американский инвестиционный банк Goldman Sachs согласился выплатить штраф в $550 млн., чтобы урегулировать спор с Комиссией по ценным бумагам и биржам
Регулятор в апреле обвинил компанию в манипуляциях на рынке недвижимости накануне кризиса.
По данным обвинителей, в 2007 г. Goldman Sachs злоупотреблял доверием своих клиентов, продавая им ипотечные облигации взаимного долга (CDO), заведомо обреченные на неминуемый дефолт. В иске Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) утверждается, что Goldman Sachs скрывал от покупателей информацию, что в 2007 г. в подготовке банком выпуска CDO под названием Abacus 20007-AC1 участвовал хедж-фонд Paulson & Co., заинтересованный в дефолте этих бумаг, так как имел специальную страховку, позволившую получить прибыль.
В результате сговора клиенты Goldman Sachs, купившие Abacus, потеряли около $1 млрд., а Paulson & Co. заработал эту сумму. Обвинения SEC были выдвинуты после того, как подкомитет сената США, занимающийся расследованием причин финансового кризиса, опубликовал электронную переписку топ-менеджеров банка. В ней сотрудник Goldman Sachs Фабрис Турр, занимавшийся подготовкой выпуска Abacus, откровенно называет эти бумаги «сооружением, которое может рухнуть в любую секунду».
По мнению некоторых инвесторов, дефолты по CDO, обратившие миллиарды долларов в прах, могли стать тем толчком, который отправил в 2008 г. мировую экономику в бездну глубочайшего со времен Великой депрессии финансового кризиса. Многие ожидали, что банк, виновный в провоцировании столь серьезного глобального коллапса, понесет суровое наказание.
Руководство Goldman Sachs поначалу наотрез отвергало обвинения в мошенничестве, заявляя, что банк не получил никаких сверхприбылей от игры на понижение, а, наоборот, сам потерял на CDO $90 млн. Недостаток предоставляемой к бумагам Abacus информации объяснялась тем, что эти CDO предлагались не вдовам и сиротам, а опытным игрокам. Что касается сотрудничества с играющим на понижение хедж-фондом, оно, по утверждению руководителей Goldman Sachs, должно быть расценено не как спекуляции, а как осознанное управление рисками.
Чтобы ускорить сделку с правосудием, банк принял распространенную в таких случаях позицию: не признавать, но и не отрицать своей вины. Выступая перед американским сенатом, руководители Goldman Sachs согласились, что, рекламируя свои продукты, они предоставляли не всю интересующую клиентов информацию. Представители банка пообещали увеличить прозрачность операций и не допускать подобных инцидентов в будущем.
Согласно соглашению сторон, Goldman Sachs выплатит SEC штраф в размере $300 млн., а пострадавшие банки — британский Royal Bank of Scotland и немецкий IKB получат $150 млн. и $100 млн. соответственно.
«Это крупнейший штраф, который когда-либо налагался на финансовую организацию за всю историю США. Постановление служит прямым уроком участникам Уолл-стрит: нет такого сложного продукта и таких изощренных инвесторов, которые помогли бы им избежать расплаты за нарушение фундаментальных принципов раскрытия информации и честной торговли»,— отмечает директор департамента надзора в составе SEC Роберт Кузами.
Впрочем, эксперты утверждают, что банк отделался легкой кровью. Штраф для него является вполне подъемной суммой, составляя лишь 4% от $13,4-миллиардной прибыли Goldman Sachs за 2009 г. К тому же после заключения мирового соглашения акции банка подскочили в цене на 4,5%, накинув к его биржевой стоимости $800 млн.
В итоге наказание Goldman Sachs оказалось гораздо менее страшным, чем ожидали многие аналитики. Банк избавился от головных болей, которые ему создавало государство, и показал рынку, что с регуляторами США можно договориться цивилизованно и за терпимые деньги.