Территориальные эксцессы на румынской границе получают новую жизнь
На юго-западной границе Украины уже не первый год нарастает напряженность, вызванная территориальными претензиями к Украине со стороны ряда политических сил Румынии. Эксперты полагают, что игнорировать потенциальные угрозы безопасности страны опасно, украинская власть должна больше обращать внимание на подобные вызовы.
Сегодня политические силы в Бухаресте активно используют «карту исторических земель» 1918-1940 гг., согласно которой Северная Буковина и северная часть Бессарабии находились под властью Румынии, пытаясь интегрировать эти территории в экономическом, культурном и политическом плане. Немаловажную роль в этом процессе играет румынская диаспора в Украине, которая насчитывает около 20 тыс. человек. Причем румынские власти настаивают, что их полмиллиона.
В то же время, если Бухарест старается активно использовать этот потенциал, то Киев фактически самоустранился от поддержки украинского меньшинства в Румынии. По словам лидера партии «Родина» Игоря Маркова, правительство Румынии ежегодно выделяет до $700 млн. на поддержку румын за рубежом, значительная часть которых уходит на формирование лояльных к Румынии сообществ на территории Украины, способных дестабилизировать ситуацию.
Один из основных козырей Бухареста — румынское гражданство «для своих». В частности, тенденция к увеличению румын за счет молдавского населения сохраняется. Эксперты опасаются, что если сложить северобуковинских румын (12,5%) и молдаван (7,3%), получится 20% населения области. А наличие в определенном регионе 20% населения, относящего себя к национальному меньшинству, дает основание требовать создания национально-культурной автономии. Кроме того, профильные ведомства констатируют выдачу румынских паспортов и украинским гражданам (наши соотечественники не откажутся от возможности получить пропуск в Евросоюз).
«Мы должны согласиться, что на определенном этапе развития может возникнуть вопрос единства румынского культурного мира, хотя эта тема не дня сегодняшнего»,— сказал «i» директор Киевского института проблем управления им. Горшенина Кость Бондаренко. По его словам, учитывая внешний экспансионизм Румынии как ответ на провал экономической политики ее правительства и продолжающийся процесс «румынизации» Молдовы, сегодня высказываются предположения, что для дополнительной легитимации шовинистического режима правительство Молдовы может начать оказывать давление на Украину (с ее значительной диаспорой молдаван и румын) и Приднестровье (где проживают украинцы).
Черноморский передел
Существенно ухудшил наши отношения и судебный спор о делимитации границ в районе украинского острова Змеиный. Как известно, 3 февраля 2009 г. Международный суд в Гааге вынес решение по данному делу, признав суверенную юрисдикцию и суверенные права Румынии на пространство общей площадью в 9,7 тыс. кв. км континентального шельфа и исключительной экономической зоной. Это составляет 79,3% зоны площадью более 12 тыс. кв. км, которые были предметом тяжбы с Украиной. Кроме того, подтверждаются суверенные права примерно на 70% углеводородных ресурсов, находящийся, по разным оценкам экспертов, в этой зоне. Хотя суд не согласился с требованиями ни одной из сторон и самостоятельно определил границу исключительных экономических зон Украины и Румынии, румынская сторона заявила о том, что она на 80% удовлетворена решением, а румынские СМИ громогласно заявили о победе национальной дипломатии.
«Украина не проводила необходимую информационную и политическую кампанию по данному поводу в рамках ЕС и ООН. Любая критика Румынии как члена ЕС и НАТО в европейских структурах не поддерживалась. Наоборот, Румынию начали рассматривать как адвоката евроатлантической интеграции Украины вместе с Польшей. Но если Польша действительно продвигала интересы Украины в ЕС, то румынская сторона, несмотря на заявления и декларации, никаких действий по завлечению нашей страны к перспективным проектам ЕС не проводила»,— сказал «i» директор Центра исследований проблем гражданского общества Кулик Виталий.
Впрочем, судебного разбирательства могло и не быть. Договор о границах с Украиной Румыния подписала перед самым вступлением в НАТО в 2004 г., но вопрос по морскому шельфу у острова Змеиный остался нерешенным. Чтобы вступить в НАТО, Бухарест должен был уладить все проблемы с соседями, поэтому у Киева была возможность надавить и решить все острые проблемы, но он ее упустил. Кроме того, в споре с Румынией Украина также могла бы прибегнуть к поддержке России как правопреемнице Советского Союза, раз и навсегда закрыв вопрос принадлежности части своей территории.
Подводные камни дунайских вод
Теперь, воодушевленная успехом в Международном суде ООН, Румыния пошла дальше. В частности, остров под названием Майкан с территорией 1,5 км на 800 м рискует стать очередным форпостом в территориальном споре между нашими странами.
По международному праву, когда граница между странами идет по реке, она проходит по фарватеру, если стороны не договорились иначе. Но фарватер, проходивший между крупным островом Бабин (Румыния) и нашим островом Майкан, обмелел и заилился — теперь суда ходят между Майканом и украинским берегом. На этом основании румыны заявляют о переносе границы, после чего остров бы стал румынским. Наш МИД настаивает на том, что границы Украины и Румынии остаются неизменными, согласно договору о добрососедстве от 2003 г.
Перезагрузка возможна
Между тем, при всей остроте отношений Украины и Румынии, взаимовыгодное сотрудничество между государствами возможно, уверен зампредседателя комитета Рады по вопросам нацбезопасности и обороны Сергей Гриневецкий (Блок Литвина). «В частности, использование существующих транзитных возможностей — реализация проекта создания украинско-румынской транспортной переправы Орловка — Исакча неподалеку от Рени и Измаила. Есть также вариант паромной переправы Измаил —Тулча. Ключевым объектом является и строительство автотрассы первой категории Одесса — Рени, а также строительство автодороги в обход Одессы»,— сказал «i» парламентарий. Кроме того, продолжил он, учитывая заинтересованность Украины в диверсификации поставок газа, можно было бы изучить возможность нашего участия в энергетических проектах, в которых участвует Румыния, в частности в проекте AGRI. Господин Гриневецкий также уверен, что сотрудничество возможно и в сфере экологической защиты Дуная. «Понятно, что Бухарест увязывает этот вопрос с функционированием украинского канала, однако существуют вопросы, в которых вполне реально сотрудничество, например, координация действий по борьбе с паводками»,— добавил он. Парламентарий также напомнил, что административно-территориальные единицы обеих стран уже сотрудничают в рамках еврорегионов «Верхний Прут» и «Нижний Дунай».
В свою очередь, эксперт по региональному развитию Владимир Лупашко вообще считает проблему возможной румынской угрозы национальной безопасности Украины надуманной. Он уверен, что наши двусторонние отношения необходимо рассматривать в плоскости конкуренции. «Не надо путать конкуренцию и интересы своей страны с угрозами, которые представляют опасность военного или другого характера. Испытания, которые мы проходим с Румынией и которые мы проигрываем,— это экзамен на нашу состоятельность»,— сказал «i» эксперт.