Очищение от шелухи конформизма

11 июня 2010, 0:08
no image

Портреты передовиков производства не падают в цене

В киевском Музее русского искусства открылась большая выставка живописных работ из наследия народного художника Украины Исаака Тартаковского (1912-2002 гг.). С экспозицией, в которой представлены пейзажи и портреты современников известного украинского мастера, можно ознакомиться
до 30 июня.

В творчестве Исаака Тартаковского использованы чуть ли не все живописные приемы, ставшие знаковыми в XX в. Нынешняя ретроспектива позволяет проследить за эволюцией художника, некогда отдавшего дань не чуждым ему кубизму и конструктивизму, а затем (в суровые времена) использовавшего клише парадного соцреализма, но, в конце концов, перешедшего к вполне зрелому советскому импрессионизму. «В Русском музее в основном выставлены работы отца из нашей семейной коллекции,— сообщил «i» сын художника Анатолий Тартаковский.— Кроме того, еще ряд произведений предоставил театр им. Ивана Франко».

Представленные ныне картины Исаака Тартаковского производят неоднозначное впечатление. С одной стороны, экспозиция претендует на всестороннее освещение творческих достижений художника, но вместе с тем она достаточно сумбурна, а порой и однообразна. При наличии ряда не столько оригинальных, как зрелых и очень светлых (прямо светящихся изнутри) киевских и крымских речных и приморских пейзажей, организаторам, по-видимому, не стоило объединять (в одно время и под одной крышей) их очевидные клоны и самоподражания. Некоторые холсты (изображающие прибрежные скалы в бурном море) так сходны, что способны запутать посетителей.

Грешит и размещение полотен, где рядом с тонким зимним пейзажем а-ля передвижники («Солнечный зимний день») соседствует не лишенный помпезности портрет знатного сталевара завода «Ленинская кузница». Очевидно, картины лучше было бы развесить в тех же пяти залах не так хаотично. Скажем, в одном — только портреты, в другом — пейзажи, а в центре экспозиции разместить объективно самые сильные и оригинальные работы без поправки на жанры. В числе таковых — совершенно правдивый, точный портрет «Рабочий». Трудящийся человек в засаленной спецовке показан здесь без прикрас и вне обязательного бравурного индустриально-производственного фона. Понятно, смена закончилась; он устал и хочет расслабиться, но платит свою посильную дань искусству. Мощным психологизмом наполнено полотно «Сторож» — произведение, также стоящее неким особняком от большинства картин ретроспективы. Возможно, тот факт, что внимание зрителей не было акцентировано на наиболее интересных работах, некоторые из первых посетителей позволили себе комментировать произведения искусства ерническими репликами. Например, «Сторож» неожиданно удостоился такого нелепого вопроса: «Кто это, Ленин в Шушенском?».

Более мирно и однозначно воспринимались пейзажи: важно, что они у Исаака Тартаковского действительно способны вселить в любую душу красоту и спокойствие. Радуешься, наслаждаясь буйством всепоглощающей светлой цветовой энергии, про себя отмечая историческую достоверность сюжетов природных ландшафтов ушедшей эпохи. Вот по- южному сочный и яркий (даже в лучах вечернего солнца) «Морской причал», а рядом нежная и ностальгическая «Весна на Днепре».

О высоких художественных достоинствах картин Исаака Тартаковского спорить не приходится, даже принимая во внимание их некоторую подражательность и тематическую тривиальность. В то же время нельзя не признать тот факт, что своим именем художник обязан беспрекословному следованию идеологическим принципам советского времени. Большинству его работ того периода свойственен конформизм, а также плакатная интерпретация реальности. Еще в 1951 г. Тартаковский с отличием защищает дипломную работу «На вахте мира». Картину признали одним из лучших произведений на индустриальную тематику. Трудно сказать, можно ли считать делом, достойным всяческих похвал, участие Тартаковского в создании художественной галереи (заказная серия портретов рабочих — передовиков завода «Большевик»), за что художнику без промедления присвоили звание мастера золотые руки. Так называемая эпоха застоя поднесла Исаака Тартаковского к вершине триумфа. В 1976 г. ему присвоили звание заслуженного художника Украины, а в 1993 г. он дослужился до народного художника.

Произведения Исаака Тартаковского стали украшением экспозиций 33 украинских музеев и многих частных коллекций в Украине и за рубежом, но вот продолжатель дела отца Анатолий Тартаковский не склонен распространяться об их коммерческой ценности. В то же время известно, что произведения кисти Исаака Тартаковского хорошо продаются художественными галереями на Западе, нередко его картины с успехом выставляются на аукционы в Украине. Один из последних примеров — десятые торги аукционного дома «Корнерс», где «Натюрморт с розами и маками» (1960-е гг.) был оценен в $25 тыс.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи