Сегодня в ограниченный прокат вышла фантастическая мелодрама бельгийского режиссера Жако Ван Дормеля «Господин Никто»
Над созданием этой картины, бюджет которой составил по европейским меркам весьма внушительную сумму — около $50 млн., режиссер работал почти десять лет. Выстраданная временем история себя оправдала только отчасти: в прошлом году на Венецианском кинофестивале картина номинировалась на «Золотого льва», но получила награды только как лучший игровой биографический фильм и за лучшее техническое содействие.
Фильм «Господин Никто» можно назвать своеобразным эпическим полотном: в нем режиссер умудрился не только аккумулировать цитаты почти из всех значимых артхаусных фильмов последнего десятилетия («Шоу Трумана», «Вечное сияние чистого разума», «Эффект бабочки», «Наука сна», «Амели» и др.), но и поднять вечные философские вопросы: проблема выбора, понимание фатализма, понятие времени, ощущение страха, любви и т.п. Однако, акцентируя на них внимание своего зрителя, Дормель не дает ни одного универсального ответа, скорее наоборот — провоцирует с десяток новых, предоставляя каждому самому найти правильный для себя ответ. Правда, досмотреть этот двухчасовой опус под силу далеко не всем. Не зря главный герой произносит такую фразу: «Жизнь — как французское кино: большую часть времени ничего не происходит».
Несмотря на эстетическую красоту картины (оператор и режиссер кропотливо работали над картинкой — до мельчайших деталей: начиная с красочных панорам и заканчивая разными символичными цветовыми решениями для каждой из трех историй о любви), несколько затянутый, сбивчивый нарратив местами вызывает непреодолимое желание немного промотать фильм вперед. Не держит в напряжении и игра актеров, играть им абсолютно нечего — психологические характеры на протяжении всего фильма нисколько не меняются, и наблюдать здесь не за чем, поскольку ничто не должно отвлекать зрителя от основной идеи фильма.
История начинается с пробуждения главного героя — 117-летний старик Немо Ноубади (Джаред Лето) — в далеком будущем, в 2092 г. Оказывается, он единственный на планете человек, которому предстоит умереть от старости: все остальные жители давно уже обзавелись домашней свинкой-донором, которая не только дает возможность не состариться, но и предоставляет шанс жить вечно. Естественно, телевидение не может не воспользоваться таким случаем — и будничная жизнь старика превращается в шоу за стеклом. Только вот проблема в том, что мистер Никто никак не может вспомнить, как он жил раньше. Жизней у него было как минимум три. Разветвление реальности и расслоение личности началось с того момента, когда девятилетнему мальчику пришлось сделать выбор: остаться с брошенным отцом или уехать с матерью. Что именно выбрал малыш — неизвестно, впрочем, как и неизвестно вплоть до самого финала картины, кто из трех жен (Диана Крюгер, Сара Полли, Лин Дан Пам) и какая из трех потенциальных, взаимоисключающих друг друга жизней и смертей — реальные. Хотя фильм оставляет по себе навязчивую идею: какой бы выбор ни был сделан, результат будет только один.