Россия получит венесуэльскую нефть, Венесуэла — российское оружие
Председатель правительства России Владимир Путин сообщил, что общий объем заказов Венесуэлы на продукцию российского военно-промышленного комплекса (ВПК) может превысить $5 млрд. Венесуэла намерена направить на закупки российского оружия кредит в $2,2 млрд., который Россия пообещала ей в сентябре 2009 г. Заказы под поставки оружия в Венесуэлу получат 13 ведущих предприятий российского ВПК.
Президент Венесуэлы Уго Чавес еще в сентябре 2009 г. сообщил, что его страна закупит у России 92 танка Т-72, реактивные системы залпового огня «Смерч» и зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) дальнего радиуса действия С-300, способные сбивать истребители и крылатые ракеты. В ходе апрельского визита в Венесуэлу российского премьера Владимира Путина страны провели переговоры относительно поставок 50 российских самолетов Ан-148, а также Бе-200ЧС, разработанного для тушения пожаров. Страны договорились о создании совместного предприятия для производства авиационного оборудования, где интересы России будет представлять компания «Ильюшин финанс».
Венесуэла наращивает закупку российского оружия в течение последних пяти лет. С 2005 г. правительство Венесуэлы уже потратило $4 млрд. на приобретение российских вертолетов, истребителей и автоматов Калашникова. «Россия поставила в Венесуэлу тяжелые истребители Су-30 и другую военную технику по ценам ниже мировых»,— заявил российский премьер. Не так давно Россия передала Венесуэле последние четыре вертолета Ми-17, закрыв сделку по поставке 38 российских вертолетов, заключенную в 2006 г. Этот контракт предусматривал поставку 20 вертолетов Ми-17-В5, десяти Ми-35М, трех Ми-26Т, трех Ми-172-3 и двух Ми-172. Покупка 38 новых российских вертолетов обошлась Венесуэле в $500 млн.
Владимир Путин обещает наращивать поставки оружия в Венесуэлу, у которой складываются напряженные отношения с США. По его словам, Штаты создали спрос на российскую продукцию своим отказом поставлять военную технику в Венесуэлу. «У нас хорошие отношения с США, но если они не хотят поставлять, пусть и дальше не поставляют — свято место пусто не бывает»,— говорит российский премьер. Москва отвергает обвинения в провоцировании конфликтов в Южной Америке. «Вопросы по поводу того, что укрепление обороноспособности небольших государств может кому-то угрожать, мне кажутся некорректными»,— говорит премьер.
В свою очередь, Вашингтон считает, что Венесуэла создает угрозу стабильности в Южной Америке. «Нас не касается, что делают правительства России и Венесуэлы в рамках их двусторонних отношений. Наша главная забота заключается не в самой технике, раз уж Венесуэла хочет приобрести ее. Нас заботит, прежде всего, другое: если Венесуэла намерена наращивать военное оснащение, то мы не хотели бы увидеть это оружие в других частях полушария»,— заявил официальный представитель госдепартамента США Филипп Кроули.
США опасаются, что поставки российского оружия Венесуэле угрожают не столько им самим, сколько их союзникам в Южной Америке, в частности Колумбии, Перу и Чили. Венесуэла балансирует на грани войны с соседней Колумбией, которая обвиняет ее в поддержке колумбийских повстанцев. Военные контракты с Россией придадут новый импульс гонке вооружений в Южной Америке, и поэтому таким странам, как Колумбия, придется тратить деньги на оборону, а не на развитие.
Звучат также опасения, что размещение российской базы в Боливии, всего в 1 тыс. миль от Сантьяго (столица Чили), подорвет равновесие сил, существующее между Перу, Чили и Боливией, и вновь поднимет вопрос о территориальных претензиях Боливии к обеим странам, преграждающим ей выход к морю. А российское оружие может попасть в Боливию от ее союзницы Венесуэлы.
Россия нашла в Венесуэле не только крупный рынок сбыта продукции своего ВПК, но и получила доступ к венесуэльским месторождениям нефти. Гендиректор российского Национального нефтяного консорциума (ННК) Валерий Русаков и министр энергетики и нефти Венесуэлы Рафаэль Рамирес подписали соглашение о выплате $1 млрд. по проекту совместной разработки месторождения «Хунин-6». «Российские участники обязались выплатить так называемый входной билет за участие в этом проекте. Хочу передать документы на первый транш в размере $600 млн.»,— заявил в ходе апрельского визита в Каракас Владимир Путин.
Соглашение о создании совместного предприятия для разработки месторождения «Хунин-6», разведанные запасы которого составляют свыше 52 млрд. баррелей нефти было подписано в феврале 2010 г. Российской стороне в СП будет принадлежать 40%, венесуэльской — 60%. Проект по освоению месторождения «Хунин-6» рассчитан на 40 лет. В общей сложности инвестиции в освоение месторождения превысят $10 млрд. Инвестиции российского ННК (в котором компаниям «Газпром-нефть», «Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз» принадлежит по 20%) в работы по месторождению до 2012 г. составят $950 млн. В 2011 г. должны начаться геологоразведочные работы, а к 2018 г. участники проекта планируют довести добычу на месторождении «Хунин-6» до 450 тыс. баррелей.
В будущем присутствие России на нефтяном рынке Венесуэлы может расширяться. Так, Россия и Венесуэла договорились о включении российского ННК в проекты «Аякучо-2», «Аякучо-3» и «Хунин-3». По словам российского министра энергетики Сергея Шматко, суммарные оценки запасов и возможной добычи на этих трех блоках аналогичны показателям по «Хунин-6» (52 млрд. баррелей нефти). «Практически подготовлены еще несколько энергетических проектов, и там бонус предусматривается в $1 млрд.»,— заявил господин Путин. Расширение присутствия России в венесуэльской нефтяной отрасли, при условии строительства новых нефтеперерабатывающих заводов, может дать ей новые рычаги влияния на США, для которых Венесуэла — второй крупнейший зарубежный поставщик нефти.