Дневник в картинах

2 марта 2010, 0:08
no image

Виктор Рыжих подтвердил европейскость украинского искусства

До 25 марта в столичном Музее современного изобразительного искусства Украины проходит персональная выставка украинского живописца Виктора Рыжих. В рамках экспозиции представлено более 100 работ художника преимущественно из его личной коллекции, написанных на протяжении последних 40 лет.

Благодаря масштабу экспозиции у поклонников творчества Виктора Рыжих появилась уникальная возможность проследить и проанализировать, как трансформировалась творческая манера автора и менялось его художественное сознание. Его последние работы, многие из которых написаны в этом году, убедят даже самых закоренелых скептиков в том, что и в 76 лет можно сохранить свежесть и молодость мировосприятия, и писать картины, излучающие настолько сильную витальную энергию, что такому посылу могут позавидовать даже молодые коллеги. Сам автор отмечает, что его творчество концептуально можно обозначить как «дневник»: дневник впечатлений, чувств, ярких жизненных эпизодов, эмоций от путешествий, встреч с разными людьми.

Стоит отметить, что этот «дневник» поразительно светел и позитивен. Его средиземноморские пейзажи (Греции, Италии, Франции) полны безоговорочного приятия и безмятежной гармонии, в них нет ни резких контрастов, ни отрицания, ни деструкции. «Я глубоко убежден, что украинская культура принадлежит к общеевропейской традиции, а точнее — к ее средиземноморскому ареалу,— комментирует художник.— Поэтому тематика серий моих произведений не противоречит национальной ориентации, а скорее наоборот — подтверждает ее европейскость». Впечатляет, как мастерски художнику удается передавать свои эмоции и впечатления, которые незаметно для себя разделяешь с автором, созерцая ту или иную картину, а его чувство солнечного света и цвета способно наполнить теплом даже поразительно холодное, клинически белое пространство музея. Сама манера живописи, казалось бы, подстраивается под страну-вдохновителя и невольно выдает звенящую экспрессивность и эмоциональность Грузии, или же суровость русского пейзажа, или беззаботность завтрака на Монмартре. Даже не читая подписи и названия картины, безоговорочно угадываешь, что вдохновило художника на ее создание, какая страна и какие пейзажи впечатлили его настолько сильно.

«Я не избегаю актуальности, потому что, как убедил меня большой жизненный и творческий опыт, наиболее актуальными оказываются явления и идеи, которые определяются обычно как вечные,— комментирует Виктор Рыжих — Наша жизнь, мысли, чувства и действия — не что иное, как фрагменты вечности. Но «связь времени» нашла и более конкретное воплощение — в картине «Античное Причерноморье», серии архитектурных пейзажей городов Европы». Памятники истории, монументы, скульптуры и архитектура — еще один срез сюжетов картин художника. «Поскольку искусство — это обращение к чувствам, я пытаюсь передавать то волнение, которое испытал сам в Риме, Венеции, Авиньоне»,— продолжает автор. Интересно, что это «волнение» — не переживания обычного туриста, а скорее рефлексии вдумчивого, меланхоличного путешественника. Многое показано иносказательно и почти неузнаваемо, памятники истории, предметы и объекты натюрмортов здесь не просто исторические глыбы и реликвии, это скорее живые образы. И даже несмотря на то, что в работах Виктора Рыжих преобладает стилистический аскетизм, они поразительно эмоциональны, независимо от жанров: будь то архитектурный пейзаж, натюрморт или же портрет.

Работы Виктора Рыжих хранятся в Киевском музее русского искусства, Третьяковской галерее, немецком Музее Питера Людвига и американском — Норманна Даджа. В рамках экспозиции посетители смогут увидеть и наиболее известные картины автора — «Киевский футбол», «Художник и модель ХХ столетие» и др.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи