Грузинский композитор нашел много общего с Украиной
В посольстве Грузии в Украине прошел творческий вечер знаменитого грузинского композитора Гии Канчели. Организаторы радовали своих гостей не столько грузинскими винами и музыкой, сколько конферансом самого господина Канчели и сюитой Eine Kleine Daneliada с легендарным «Ку!», переложенной
для баяна и скрипки.
Широкой публике на постсоветском пространстве имя Гии Канчели известно в первую очередь благодаря кинематографу и театру. Именно он является автором музыки к столь любимым многими картинам режиссера Георгия Данелия — «Не горюй!», «Мимино» и «Кин-дза-дза». Гия Канчели написал музыкальное сопровождение к более полусотне фильмов, а также ко множеству спектаклей, поставленных на сцене Георгием Товстоноговым, и к спектаклям тбилисского Театра имени Шота Руставели. За рубежом же Гия Канчели известен в основном как автор симфонической и камерной музыки (трагично-возвышенных симфоний, просветленных хоров и даже оперы «Музыка для живых»).
Именно с этой стороной творчества, например, оказался знаком чрезвычайный и уполномоченный посол США в Украине Джон Теффт. Правда, по словам самого господина Теффта, ранее ему не доводилось слышать произведения Канчели в живом исполнении, а только в записи на дисках. В этот вечер ему представилась возможность не только попрактиковаться в русском и украинском языках, но и познакомиться с киношным творчеством композитора, а также с ним лично. На авторский вечер своего друга пришли дирижер Роман Кофман, режиссер Роман Балаян, актер Остап Ступка с супругой, скульптор Олег Пинчук и др.
Организаторы вечера приготовили для гостей несколько сюрпризов. Первый — вечер вел сам Гия Канчели, что, по словам самого композитора, является большой редкостью. Второй — в одной из пьес он лично аккомпанировал на рояле виолончелистке Гиедре Дирванаускайте. Перед концертом композитор рассказал о своих связях с Украиной. «Под конец второй мировой войны моего отца, начальника военного госпиталя, перевели под Харьков, позже он перевез туда и свою семью. Я несколько месяцев учился в украинской школе, а поскольку я уверен в том, что детские впечатления имеют значение, нисколько не сомневаюсь, что и этот этап наложил свой отпечаток. Кроме того, наше свадебное путешествие начиналось в Киеве и продолжилось в Одессе»,— отметил Гия Канчели. С Украиной его связывает и дружба с композитором Валентином Сильвестровым, дирижером Романом Кофманом и режиссером Романом Балаяном. «Я даже не знаю, сколько лет уже длится наша дружба с этим великим режиссером, но уверен, что я и моя супруга знаем его фильмы намного лучше, чем он сам»,— прокомментировал Канчели, с чем тут же согласился и господин Балаян.
Первой прозвучала десятиминутная сюита Eine Kleine Daneliada. Композитор рассказал историю о том, что Данелия и Габриадзе буквально настояли на том, чтобы во время объявления авторов композиции они непременно были названы как авторы слов, хотя в пьесе звучит только легендарное «Ку!». Но больше всего ему запомнилось, как «Ку!» звучит в исполнении хора в Венском оперном театре. Для баяна и скрипки ее переложил баянист Роман Юсипей.
На этот раз гости, затаив дыхание, ожидали, когда прозвучит легендарное «Ку!» в исполнении скрипачки Мирославы Которович и баяниста Романа Юсипея. Второе произведение Гия Канчели посвятил Мстиславу Ростроповичу. «Мне хотелось сделать ему подарок на 75-летие, и я написал миниатюрку «С улыбкой к славе»,— рассказал, усаживаясь на рояль, Канчели.— Мне хотелось одновременно выразить ему свое уважение и напомнить, что славу не стоит воспринимать всерьез». После на сцену вышел Гидон Кремер.
«Поскольку у нас сегодня царит интимная атмосфера, то я исполню интимную пьесу нашего друга Валентина Сильвестрова «Серенада»,— сказал скрипач и соло сыграл пьесу. Позже к нему присоединилась виолончелистка, вместе они исполнили две пьесы Рейнгольда Глиэра. И уже в самом конце с Мирославой Которович Rag-Gidon-time, написанную Гией Канчели специально для выхода оркестра Kremerata Baltica на бис во время американских гастролей.
«Сегодня мы ограничились фитюльками, если же вы хотите большего, то приходите в филармонию»,— завершил свой вечер композитор, взяв на рояле до-мажорный аккорд. А следующим вечером в рамках концерта Киевского камерного оркестра под руководством Романа Кофмана в Национальной филармонии Гидон Кремер и Мирослава Которович впервые представили публике в своем исполнении пьесу Канчели Ex contrario для двух скрипок с оркестром.