Исламское государство сдержало свое обещание
Иран начал работы по самостоятельному обогащению урана до 20%. Соответствующий процесс был запущен на обогатительном заводе в Натанзе в присутствии инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Иран продолжает настаивать на праве развивать атомную отрасль, заявляя, что разработки несут исключительно мирный характер. В минувшие выходные президент Махмуд Ахмадинежад поручил национальной Организации по атомной энергии начать работы по обогащению урана до этого уровня.
Он также отметил, что Тегеран готов сотрудничать с разными странами в сфере мирного атома, но не будет следовать указаниям «западных врачей», рецепт которых предполагает отказ от использования Исламской Республикой ядерных технологий. «Если кто-то против ядерного вооружения, то пусть уничтожит сперва свои ядерные запасы»,— сказал он.
В понедельник представитель Ирана в МАГАТЭ Али Ашгар Солтани формально уведомил агентство о намерениях руководства страны начать соответствующие работы на своей территории. Наработанный ранее низкообогащенный уран, уточнил он, будет доводиться до уровня обогащения в 20%, чтобы его можно было использовать в качестве топлива на исследовательском реакторе в Тегеране, который производит изотопы медицинского назначения. По словам Ашгара Солтани, иранские власти «не могут оставить больницы и раковых больных без радиоизотопов, в которых они так отчаянно нуждаются». Он также сообщил, что наблюдатели ООН смогут продолжать мониторинг процесса обогащения урана в ядерном центре в Натанзе.
В октябре 2009 г. МАГАТЭ предложила Ирану вывезти 1,2 т (примерно 70% накопленного в стране) низкообогащенного урана для дообогащения в России и последующего изготовления во Франции ядерного топлива. Тегеран долгое время не соглашался принять эту схему, указывая, что пойдет лишь на поэтапный обмен ядерным материалом и только на территории Исламской Республики. Иранские официальные лица неоднократно заявляли, что если МАГАТЭ не обеспечит топливом исследовательский реактор, который производит лекарства для 800 тыс. человек, Иран начнет его производство самостоятельно.
До настоящего времени Иран производил уран со степенью обогащения в 3,5%. При этом оружейный уран имеет степень обогащения от 90%. Между тем специалисты-атомщики отмечают, что обогащение урана до 20% будет иметь принципиальное значение для Ирана, поскольку дальнейшее обогащение до 90% потребует намного меньше времени и ресурсов.
Действия Исламской Республики опять вызвали резкую критику со стороны мирового сообщества. США и Франция намерены приступить к разработке новых санкций против Ирана в Совбезе ООН. «Если Иран не остановит свою программу, придется начать диалог с международным сообществом, который приведет к новым санкциям»,— заявил французский министр обороны Эрве Морен после переговоров с американским коллегой Робертом Гейтсом.
«Если Иран создаст ядерное оружие, то это почти наверняка приведет к распространению ядерного оружия на Ближнем Востоке. Это очень большая опасность»,— в свою очередь заявил глава Пентагона. По словам господина Гейтса, основная задача стран, ведущих переговоры с Ираном (США, Китай, Россия, Великобритания, Франция и Германия),— убедить исламское руководство в том, что в интересах государства не иметь ядерного оружия. Он выразил надежду, что этого можно добиться с помощью экономических и дипломатических инструментов.
Одновременно в России, которая, наряду с Китаем, занимает более мягкую позицию по отношению к Тегерану, глава международного комитета Госдумы РФ Константин Косачев назвал решение иранских властей «безусловным шагом назад по сравнению с теми весьма скромными договоренностями, которые были достигнуты в октябре прошлого года международной «шестеркой» в Женеве».
Эксперты сомневаются в реальности санкций. «Вряд ли удастся ввести более жесткие санкции в рамках ООН по отношению к Ирану, в первую очередь из-за позиции России»,— считает руководитель исследовательских программ Центра исследования армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец. Кроме того, отметил он, Вашингтон втянут в два конфликта в этом регионе — Ираке и Афганистане и поэтому не имеет ни сил, ни возможностей развязывать еще один конфликт, чтобы якобы смирить иранскую сторону. «Ситуация неопределенности с Ираном будет продолжаться достаточно долгое время»,— сказал эксперт.
В то же время господин Згурец не исключает повторения действий Израиля восьмилетней давности, когда израильские истребители нанесли точечные удары по ядерным объектам на территории Ирана. «Поэтому стремление Тегерана купить российские комплексы С-300 и С-400 объясняется, в том числе, и желанием обезопасить себя от атак с воздуха, в частности силами Израиля»,— добавил он.