Байкеров и ультрас столкнули лбами

26 января 2010, 0:08
no image

Художники сравнили субкультуры с рыцарскими орденами

В арт-центре Павла Гудимова «Я Галерея» до 15 февраля проходит выставка львовских художников Евгения Равского и Владимира Костырко под названием I Don’t Like Fish. На представленных восьми полотнах (по четыре от каждого автора) художники изобразили в несколько романтизированном виде суть двух протестных субкультур: культуры байкеров и ультрас.

Тема байкерской субкультуры в работах Евгения Равского звучит несколько иначе, чем привыкли видеть обыватели. Если в массовом сознании до сих пор порой доминируют заложенные многочисленными фильмами-страшилками штампы о байкерах как мегаагрессивных, нередко криминализированных элементах, затянутых в кожу и вечно пьяных, то господин Равский в своем видении этой субкультуры более адекватен. Для него байкерский клуб — иной социальный мир, сродни рыцарскому ордену, со всеми вытекающими: иерархией, законами чести, ценностями и т.п. «Любая субкультура полна протестов, противоречий и развивает другой мир,— отметил во время открытия выставки автор.— Особенно когда тебе до 20 лет и ты уже готов искать Царство Небесное. Когда мотоцикл чуть ли не единственная ценность, которая принадлежит тебе. Байкерский клуб, как рыцарский орден,— он на всю жизнь, и с ним связаны твои жизненные ценности». Именно такое восприятие байкеров и попытался автор передать в своих работах, главными сюжетами для которых стали краеугольные камни, на которых держится эта субкультура. Символичная In Via Veritas («Истина в дороге»), на которой изображен задрапированный пурпурным отрезом ткани «железный конь», и процесс инициации — приема нового члена в клуб, и избитый, лежащий на земле с заложенными за спиной руками байкер, чья мировоззренческая позиция, очевидно, идет вразрез с обывательской, в работе под названием «Человек человеку волк».

Стоит отметить, что не так давно к теме байкерской субкультуры в своем проекте Metal Hearts обратились фотограф Виталий Васильев и художник Евгений Матвеев. Однако пластиковые, гламурные, лишенные байкерского духа и превращенные в чистый фэшн-продукт работы особого интереса ни у общественности, ни тем более у представителей этого движения не вызвали. Из 15 масштабных фотографий на аукционе было приобретено шесть, и лишь только после того как заявленная стартовая цена в EUR1,5 тыс. была снижена.

Тему ультрас (футбольных болельщиков) визуализировал Владимир Костырко, которого с коллегой Равским, помимо интереса к современным субкультурам, объединяет еще и мегареалистичная техника живописи. Только если байкерская эстетика, несмотря на пафос и романтику, весьма доступна для адекватного понимания и восприятия непосвященного обывателя, то суть агрессивного движения ультрас, в интерпретации Костырко, полностью лишена рационального зерна. Метафорический лозунг I Don’t Like Fish звучит у автора как протест, но этот лозунг, как и деятельность самих ультрас, по сути, не имеет смысла: цель не так важна, как сам процесс агрессивного противостояния миру. «Фанатская субкультура не является антиобщественной, но является выражением бунта против системы,— комментирует Владимир Костырко.— Это явление также похоже на религиозный орден, в котором присутствуют пилигримы-ультрасы, рыцари-пехотинцы, то есть хулиганы, есть своя иерархия. Хулиганы организовываются в так называемые фирмы, основное задание которых заключается в отстаивании гонора клуба, образно говоря — чести религиозного ордена, города или участка: Stand your ground and fight». Этих хулиганов с развитой пластиковой мускулатурой и бритой головой, не отягощенной интеллектом, и изобразил автор: кучкующихся в группу We Are The Firm, тренирующих удары или несущих окровавленного собрата. Дополняют картины Костырко трафареты, созданные представителем стрит-арта Станиславом Перфецким.

Байкер не должен превращаться в модель

Владимир Messer, президент мотоклуба Silver Bullets MC:
— К тому, что художники или фотографы обращаются к теме байкерской культуры, мы относимся по большому счету нейтрально до тех пор, пока не пытаются изобразить непосредственно нас. Другим байкерам через ваше издание хотим сказать, что, становясь субъектами подобного творчества, байкеры начинают торговать идеей и превращаться в артистов низкого развлекательного жанра, а то и в фотомоделей, что уж совсем не мужское дело (т.е. по факту перестают быть байкерами).
Подобных работ никто из нас не покупал. Для нашего сайта фото делают члены клуба. От практики приглашения на наши праздники чужих фотохудожников мы отказались давно. Причиной отказа стала как раз их (фотографов) попсовое стремление к постановочности и гламуру. Лично мне (и, наверное, каждому байкеру) по духу близки работы американского художника Дейвида Манна (1940-2004 гг.). Слегка мультяшные и наивные, они бьют мимо мозга прямо в сердце и отражают то, о чем мы мечтали в юности, впервые садясь на мотоцикл. В сравнении с картинами Манна все остальные потуги изобразить что-то на байкерскую тему в лучшем случае вторичны.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи