Сергей Братков представляет Украину в виде спелого яблока, которое вот-вот развалится
PinchukArtCentrе представил сразу две новые экспозиции — персональные выставки индийского художника Субодха Гупты «Вера имеет значение» и украинского художника Сергея Браткова «Украина». Погрузиться в социально-культурный контекст двух культур, по-своему интерпретируемый каждым из авторов, можно посетив арт-центр до 21 марта 2010 г.
Одной из особенностей новой экспозиции в PinchukArtCentrе можно считать тот факт, что некоторые из представленных работ создавались художниками специально для этой выставки и ранее нигде не демонстрировались. Как отметил гендиректор PinchukArtCentrе Экхард Шнайдер, этими выставками центр начинает новую программу.
На втором и третьем этажах разместилось 17 работ Субодхи Гупты, представителя современного индийского искусства. «Вера имеет значение» — первая персональная выставка художника в Восточной Европе, а одноименная инсталляция — центральное произведение экспозиции. Инсталляция представляет собой постоянно движущийся огромный механический город (здания — нагромождения из металлической индийской посуды — размещены на конвейере для приготовления суши). Из металлической посуды сделано еще девять работ. Эти предметы для Гупты являются одновременно и предметами быта, и религиозной ценностью. «С посудой я работаю уже 10 лет, она стала для меня основным материалом,— комментирует художник свою привязанность к кастрюлям.— 90% населения Индии ее используют каждый день, так что она несет в себе много символов: и символ традиционной культуры, и в то же время — неминуемых изменений в экономической и культурной жизни Индии. Манипулируя готовыми предметами, я изображаю игру нового, промышленного, против традиционного, фокусирую внимание на проблеме национальной независимости и глобальных изменениях». Продолжают эту тему и живописные картины, главным объектом которых также стала посуда.
Симбиоз традиционного индийского и западного наиболее наглядно прослеживается в скульптуре «Космическая битва». Она представляет собой сцену из индийской мифологии: 10-рукая богиня Дурга побеждает воплощение зла — демона, только демон этот приобрел вид греческого центавра. Мощный разрушительной силы бык пытается уничтожить людей, а Дурга — пытается его побороть. «Я скопировал классическую индийскую статую, которую каждый год создают к празднику Дурги, только отлил ее в бронзе, как это делали 500 лет назад, и покрасил в белый цвет,— комментирует автор.— А в руки вложил ей кроме копья и змеи современное оружие — свет, получилась звездная битва».
На остальных верхних этажах расположилась выставка Сергея Браткова «Украина». Она представляет собой одновременно своеобразную ретроспективу работ художника (представлено около 70 фото- и видеоработ и инсталляций, созданных на протяжении последних 10 лет) и, собственно, проект «Украина» — 57 горизонтальных фотографий, снятых Братковым во время путешествия по стране (стоит отметить, что художник уже 10 лет проживает в Москве). «Не стану скрывать, что у серии была своя литературная подложка — мое романтическое отношение к Украине совпадает с отношением Николая Васильевича Гоголя,— комментирует автор.— Украина ассоциируется со спелым яблоком, настолько спелым, что в руках может просто развалиться. И если после первой поездки у меня получилась одна лирика, то с последующими путешествиями все стало намного жестче».
В рамках этой экспозиции у посетителей арт-центра появилась уникальная возможность посмотреть инсталляции, которые Сергей Братков представил в 2007 г. на 52-й Венецианской биеннале в украинском павильоне в рамках проекта «Поэма о внутреннем море». В видеоинсталляции «Вагина — наша родина» (стальной ящик с вырезанным в середине овалом, где демонстрируется видео с изображением нутра заводской машины) Сергей Братков смог наполнить сексуальностью обычный процесс производства трубы. То, как болванка, вращаясь, с грохотом входит в огненное отверстие, вызывает навязчивые прямые ассоциации с половым актом.
Несмотря на то что работы Браткова крайне ироничны и саркастичны, они полны здорового чувства юмора (Euro Hotel, «Вулканоиды»). Однако большинство из них имеет свою темную сторону, от которой просто нереально абстрагироваться. И если, например, фотосерия «Страшилки» или инсталляция «В детсаду», несмотря на свой сюрреализм и гипертрофированную жестокость, все-таки оставляет подобие улыбки, то видео «Банка супа», Life Is Pain или «Балаклавский драйв» уже грузят сознание по полной программе.
Благодаря ретроспективе Сергея Браткова (ироничного, циничного и правдивого фиксатора постсоветского социокультурного пространства) можно проследить не только этапы развития творчества художника, но и то, как менялось это самое пространство. Представлены здесь и скандальная серия «Дети-1» (2001 г.), и известные «Принцессы» (1996 г.), «Дневник Чикатило» (1997 г.) и безобидный фильм из серии «Вулканоиды» (ироничный текст к которому начитал бывший диктор новостей времен СССР, заставив поверить зрителей, что этот бред — документальный фильм), и «Детородное место Украины», на котором удобно устроилась жирная муха.