Аркадий Овруцкий: «Тяги к оригинальности у нас больше, чем нужно»

no image

Композитор рассказал «i», когда по-настоящему родится украинский джаз

Основатель проекта «Международный джазовый абонемент», музыкант и композитор Аркадий Овруцкий рассказал «i» о том, что на самом деле мешает нашим джазменам влиться в мировое комьюнити и когда по-настоящему родится джаз made in Ukraine.

Вопрос: «Международному джазовому абонементу» (МДА) исполнилось четыре года. Что, по вашим наблюдениям, за это время изменилось в музыкальной жизни?
Ответ: Когда мы начинали, был полный вакуум. Ничего вообще не происходило, джазовых концертов практически не было. Сейчас появилось достаточно много людей, которые занимаются организацией концертов. Также появилось очень много крепких молодых музыкантов, и это радует. Вообще уровень за эти четыре года вырос. И то, что делаю я и другие люди, причастные к МДА, существенно повлияло на уровень культурной жизни в Украине.
Появилась публика. Люди стали чаще ездить за границу, поэтому сейчас они примерно представляют, что происходит в мире, ориентируются и слушают качественную музыку. И что очень радует, появляется все больше поклонников джаза именно среди молодого поколения.

В: Есть ли сейчас основания говорить о лице и зарождающейся школе украинского джаза?
О: Украинский джаз… Даже не знаю, что по этому поводу сказать. Наверное, это слишком громко сказано, мы делаем только первые шаги. И собственно, не мы должны об этом говорить. Я признаю, что украинский джаз родился в каком-то смысле, если об этом скажут какие-то весомые фигуры в мире джазовой музыки, например, тот же Ховард Мэндел… У нас еще никого нигде не признали, но мы уже говорим об украинской школе джаза. Пусть сначала это станет достоянием мировой культуры, а потом уже мы будем говорить о школе и ее особенностях.

В: Чего не хватает нашим музыкантам, чтобы выступать на равных на одной сцене со своими, например, американскими коллегами?
О: Вот парадокс. У нас есть все: талант, способности… Но не хватает открытости и большего уважения друг к друг и к тому, что происходит вокруг. Если бы это существовало, наверное, были бы несколько другие результаты.

В: Алексей Коган отмечает как главный недостаток наших джазменов незнание нотной грамоты и отсутствие дисциплины. Вы разделяете это мнение?
О: Абсолютно с ним согласен. Невоспитанность украинских музыкантов — как в музыкальном, так и в социальном плане — очень сильно бросается в глаза. Когда они появляются за границей, то ведут себя весьма неподобающим образом. Я не говорю сейчас о таланте, а о социальном поведении и неуважительном отношении. Опять же — опоздание на репетиции там считается признаком непрофессионализма. Наши же молодые музыканты две ноты научились играть и ведут себя, как звезды поп-культуры. А это совершенно неоправданно. Поэтому многие зарубежные джазмены, когда это видят, не хотят иметь с ними ничего общего.

В: Получается, причина не в том, что они якобы недостаточно хорошо играют…
О: А это продолжение. Если ты разболтан в жизни, не можешь собрать себя в кулак, то и в музыке у тебя происходит то же самое — ноты не на месте, ритм гуляет, читка неточная и т. п. Этим, кстати, многие наши музыканты страдают.

В: Возвращаясь к проекту «Международный джазовый абонемент», как вы планируете его развивать дальше? Насколько сложно совмещать занятие непосредственно музыкой и организационную деятельность?
О: Очень сложно совмещать, все идет к тому, что, возможно, придется отказаться от технической организации и полностью посвятить себя музыке, в организационной части оставив за собой только музыкальный продюсинг.
Хотел бы я развивать МДА, всегда есть много интересных идей, но времени на это не хватает. Учитывая тот факт, что большую часть времени я провожу за границей, дай Бог сохранить тот формат и ритм, который есть сейчас. Тем более многие другие организаторы сейчас делают интересные концерты. Например, тот же Jazz in Kiev, он развивается, привозит интересных музыкантов, и это радует. Чем больше правильного джаза, тем лучше.
В МДА я хотел бы больше внимания уделить качеству. Пусть будет не шесть концертов, а три-четыре в год, но на действительно высоком уровне. Чтобы они вызывали у публики интерес и широкий резонанс. В частности, идея с фестивалем босса-новы (при участии Мауши Аднет, Хелио Альвеса, Дудуки да Фонсека и Аркадия Овруцкого) сработала, и у нас был аншлаг.

В: Два года назад вы говорили о том, что было бы неплохо, если бы джазовый абонемент хотя бы окупал затраты на приглашение музыкантов. Спустя два года вы уже зарабатываете как организатор?
О: О заработках можно забыть. Это благотворительные, меценатские мероприятия. Я же зарабатываю на гастролях как музыкант.

В: Получается ли хотя бы выйти в ноль?
О: Ну вот в ноль, слава Богу, получается. И это уже хорошо.

В: Существует ли сейчас в Украине некая конкуренция среди джазменов? Или, возможно, именно ее отсутствие сказывается на том, что наши музыканты настолько расслаблены?
О: Сейчас конкуренции между организаторами больше, чем между музыкантами. Среди музыкантов не наблюдаю конкуренции, потому что их очень мало. Конкуренция — штука тоже очень интересная, есть конкуренция по-американски и есть по-киевски. Последняя — наушничество за углом, при отсутствии умения играть, а по-американски — очень высокий уровень и кодекс чести музыканта. Там плохое слово в адрес коллеги считается признаком непрофессионализма, все очень доброжелательны и никогда не скажут лишнего. Если что-то не так — промолчат, если хорошо — обязательно похвалят. Вот этому наши музыканты должны поучиться, и думаю, они должны научиться смотреть, прежде всего, на свои руки.
Что касается молодых музыкантов, то, судя по последнему интенсиву в КМДА (Киевская международная джазовая академия), организованному при поддержке посольства США в Украине, могу отметить джазовых певиц. У них большое будущее, а некоторые — почти сложившиеся концертные исполнители. С этим мнением согласилась и Синтия Скотт. И если бы у меня было время, то, может быть, занялся бы их продюсированием. Также могу отметить пианиста Лешу Боголюбова, он очень вырос.

___________________

Аркадий Григорьевич Овруцкий родился 31 октября 1963 г. Музыкант, композитор, лауреат джазовых фестивалей, участник и создатель многих международных джазовых проектов, в том числе «Международного джазового абонемента». Окончил Киевское музыкальное училище им. Глиэра и затем переехал в Москву, где продолжил обучение в Российской академии музыки им. Гнесиных, став в 1992 г. первым бас-гитаристом в России с высшим музыкальным образованием. В середине 90-х перебрался в Польшу, где выступал со многими известными польскими музыкантами и принимал участие в записях джазовых альбомов. Работал со Zbiegniew Namyslowski, Piotr Baron, Piotr Wojtasik, Joachim Mencel, Adam Pieronczyk, Kazimerz Jonkisz. В 2003 г. прошел курс обучения в Berklee Summer Clinic в Италии. Весной 2005 г. находился в нью-йоркской школе Джона Патитуччи The Collective, где стал стипендиатом и успешно закончил Advanced performance program. С 2007 г. учится в аспирантуре Ратгерс-университета по классу контрабаса у профессора Майка Ричмонда и по классу композиции и аранжировки у Стэнли Коуэлла.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи