Компания выиграла конкурс на разработку одного из крупнейших в мире нефтегазовых месторождений
«Лукойл» планирует получить первую нефть через три-четыре года.
В течение месяца «Лукойл» планирует подписать с правительством Ирака окончательный контракт об эксплуатации месторождения Западная Курна-2. «Как только контракт вступит в силу, мы немедленно приступим к его реализации»,— заявил накануне вице-президент «Лукойла» Леонид Федун.
В рамках проводимого 11-12 декабря второго лицензионного раунда в Ираке российская НК «Лукойл» и ее партнер норвежская Statoil стали победителями в тендере на разработку крупного месторождения Западная Курна-2. Доля «Лукойла» в проекте составит 63,75%, Statoil получит 11,25%, оставшиеся 25% отойдут иракской госкомпании. За право разработки консорциум заплатит $150 млн. Месторождение Западная Курна-2 считается одним из крупнейших в мире, его доказанные запасы оцениваются в 6 млрд. баррелей нефти.
Контракт примечателен тем, что операторы не становятся собственниками добываемой нефти, а передают ее иракским властям. Взамен они получают компенсацию понесенных затрат и заранее определенное вознаграждение за каждую тонну. Оператор Западной Курны-2 начинает получать вознаграждение после того, как добыча на месторождении превысит 120 тыс. баррелей в сутки. За каждый добытый сверх этого объема баррель оператор получит $1,15. В течение семи лет уровень добычи на Западной Курне-2 должен достигнуть 1,8 млн. баррелей в сутки (90 млн. т в год), то есть при выходе на пик добычи партнеры смогут зарабатывать до $700 млн. в год.
«Лукойл» пытался приступить к работам в Ираке еще с 1997 г., когда компания заключила с иракским Министерством нефти и газа свой первый контракт на разработку месторождения Западная Курна-2 на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Однако действовавший режим санкций в отношении Ирака после войны в Персидском заливе не позволял российским компаниям реализовывать нефтяные проекты в стране.
Сразу после подписания соглашения 1997 г. «Лукойл» заявил, что начнет осуществлять проект, как только ООН отменит санкции против Ирака. А до этого будет проводить обустройство месторождения и работы, не противоречащие санкциям. Однако в 1999 г. иракские власти обвинили российские компании в слишком низкой активности и предупредили, что могут разорвать контракт. В 2001 г. прозвучали аналогичные обвинения, а в декабре 2002 г. «Лукойл» получил официальное уведомление, что контракт расторгнут.
В этот раз, кроме «Лукойла», на месторождение Западная Курна-2 претендовали: французская Total, консорциум BP (51%) и китайская CNPC (49%), а также группа, возглавляемая малайзийской Petronas (60%) при участии Pertamina (20%) и Petrovietnam (20%). Всего в тендере приняли участие 44 крупнейшие компании мира, которым иракские власти предлагали 20-летние контракты по 10 группам еще не тронутых нефте- и газоносных участков.
На сегодня уже подписаны два контракта. Группа компаний, возглавляемая англо-голландской Royal Dutch Shell, будет разрабатывать месторождение Маджнун с запасами не менее 10 млрд. баррелей, а китайская CNPC вместе с французской Total и малайзийской Petronas займутся месторождением Халфая, где около 4 млрд. баррелей нефти (на него также претендовала российская НК «Лукойл»).
Первый аукцион в Ираке состоялся летом, но тогда был подписан всего один контракт. Правительство выдвинуло непомерные требования, на которые согласился только дуэт британской BP и китайской CNPC. Им досталось месторождение Румейла.
За счет продажи нефтяных месторождений Ирак намерен увеличить добычу нефти в стране с 2,5 млн. до 10-12 млн. баррелей/день и таким образом выйти на второе место в мире, оттеснив с него Россию. Вырученные от продажи лицензий деньги планируется направить на восстановление разрушенной инфраструктуры.