В будущем году отечественные суды недосчитаются значительной суммы денег
В 2010 г. судьям придется, скорее всего, еще сильнее затянуть пояса, чем в текущем году. Но патриотизм людей в мантиях не бесконечен. Председатели судов, в том числе и руководство Верховного суда (ВСУ), все больше склоняются к мысли останавливать работу своих ведомств, если государство не обеспечивает отправление правосудия хотя бы на минимально необходимом уровне.
Остановки отдельных судов можно ожидать уже с 1 января следующего года — для этого сложился целый ряд предпосылок.
Во-первых, угроза непринятия госбюджета-2010 до конца текущего года. Кабминовский проект, отправленный Радой на доработку 20 ноября, предусматривал хоть какое-то увеличение судейских смет. Так, бюджет Государственной судебной администрации (ГСА), финансирующей местные и апелляционные суды, планировалось увеличить с 2 до 2,5 млрд. грн. С учетом инфляции, подорожания коммунальных услуг и развития системы админсудов это, конечно, не те 2,5 млрд. грн., которые ГСА и руководству ВСУ удалось выбить в 2008 г., и которые позволили увеличить финансирование судов первой и второй инстанций почти в два раза. Тем не менее это уже дополнительные средства.
Во-вторых, в 2009 г. расходы, связанные с отправлением правосудия, судьи нередко брали на себя: речь о приобретении марок, конвертов, бумаги, канцтоваров, картриджей для принтера и т.д. Более того, по данным ВАСУ, 40-50% имущества тех же админсудов — личная собственность судей или сотрудников суда. Но с 1 января 2010 г. в силу вступает обновленное антикоррупционное законодательство, запрещающее физ- и юрлицам оказывать госорганам благотворительную помощь. И теперь, по мнению судей, приобретение упомянутых вещей за свой счет может считаться коррупцией. Служители Фемиды предпочитают дождаться, пока у МВД, СБУ и ГПУ не сформируется практика по этому вопросу. А пока такая возможность содействовать отправлению правосудия будет закрыта.
В-третьих, 2009 году предшествовал финансово благополучный 2008 г., что позволило ГСА сделать запас бюджетных средств. Он существенно помог в начале нынешнего года, когда председатели судов всерьез заговорили о перспективе остановки отправления правосудия. Но уже текущий год многие суды заканчивают с долгами — прежде всего за услуги связи. Есть случаи, когда судам прекращали предоставлять эти услуги в кредит. Более того, некоторые суды не погасили задолженность за 2008 г.
Решить эти проблемы призван разработанный в Кабмине законопроект №5238, выделяющий ГСА дополнительные 124 млн. грн. Его актуальность связана и с тем, что за три квартала 2009 г. ГСА потратила 85% средств, предназначавшихся на коммунальные платежи и обеспечение судопроизводства. Структура этих 124 млн. грн. такова: 30 млн. грн. — долги судов за прошлый год, приблизительно 30 млн. грн. — расходы на коммунальные услуги, еще около 60 млн. грн. — минимально необходимые расходы на бумагу, конверты, связь и т.д. Но в пылу политических баталий парламентарии за полтора месяца смогли принять этот законопроект только в первом чтении: 3 декабря за документ отдали голоса 302 депутата. Впрочем, согласно Регламенту Рады, депутаты имеют право в течение двух недель предлагать поправки к законопроекту при его подготовке ко второму чтению.
Сколько нужно Фемиде
Ранее председатель ГСА Иван Балаклицкий неоднократно заявлял, что его ведомству необходимо более 9 млрд. грн. в год для полного обеспечения судов первой и второй инстанций и выполнения всех действующих госпрограмм, касающихся этих судов. Правда, в кулуарах собеседники из ГСА признают, что было бы достаточно и 5-6 млрд. грн. для обеспечения работы судов. В 2008 г., когда таможня и налоговая перечисляли значительные сверхплановые суммы в госбюджет, запрашиваемые судами деньги не казались нереальными.
В нынешних же условиях чиновники ГСА стремятся не дразнить Минфин такими цифрами: их бюджетный запрос на 2010 г. составил 3,5 млрд. грн. Но и заложенные в отправленном Радой на доработку в Кабмин госбюджете-2010 2,5 млрд. грн. сочли бы успехом. Тем более что замминистра финансов Владимир Матвийчук на заседании совета судей админсудов гарантировал бесперебойное поступление средств в полном объеме. В обязательном порядке, по словам господина Матвийчука, будут профинансированы зарплаты судей и сотрудников судов, коммунальные услуги и аренда судебных помещений. Больше никаких гарантий Минфин судам не дает. Кроме того, замминистра финансов дал понять, что судьям не стоит рассчитывать на удовлетворение государством выигранных ими дел, касающихся выплаты зарплат. Напомним, по получившим огласку делам Нимченко и Одинака только судьям местных и апелляционных судов положено около 1,5 млрд. грн.
Тем не менее в ГСА все же рассчитывают на финансирование ряда расходов. 86 млн. грн. нужно для ремонта зданий, в которых размещаются органы правосудия. В первую очередь это касается помещений, признанных аварийными и не приспособленными для пребывания людей. Во-вторых, 245 млн. грн. дополнительно нужно ГСА для обеспечения отправления правосудия. Из этой суммы 141 млн. грн. должен пойти на оплату услуг связи. В-третьих, во избежание отключения судов от электроснабжения, что может привести к их остановке, необходимо, по данным ГСА, дополнительные 47,6 млн. грн. Наконец, в проекте госбюджета-2010 вообще не были учтены расходы на содержание Винницкого и Житомирского ААС, которые президент Виктор Ющенко создал еще в октябре 2008 г. — одновременно с ликвидацией ОАС Киева.
Недофинансируются и главные суды
Из судов, которые финансируются отдельной строкой в госбюджете, меньше всего претензий к своей смете в 2009 г. высказал ВСУ. В целом замглавы Верховного суда Константин Кравченко согласился с запланированными для его ведомства 124,5 млн. грн., невзирая на то, что его ведомство запрашивало 278 млн. грн. Господин Кравченко отметил только одну проблему: для обеспечения судей ВСУ жильем необходимо 6 млн. грн.
В то же время больше критических замечаний — у руководителей Высшего хозсуда (ВХСУ) и Высшего админсуда (ВАСУ). Флагманы хозяйственной вертикали подали запрос на 125 млн. грн. при минимальной, по их мнению, потребности приблизительно в 90 млн. грн. Но в этом случае очевидно, что они действуют по принципу: запрашивай как можно больше, чтобы не получить меньше. Отдельные статьи расходов, на которые претендует ВХСУ, вызывают удивление на фоне экономического кризиса. Речь, например, о реконструкции актового зала (3,5 млн. грн.), изготовлении проектно-сметной документации по объекту «Жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями, паркингом и гаражом ВХСУ» (4,5 млн. грн.) и т.д.
В то же время лидеры админюстиции высказывают более скромные пожелания, претендуя на увеличение финансирования ВАСУ с 60 до 71 млн. грн. В частности, по расчетам председателя ВАСУ Александра Пасенюка, его ведомству необходимо 4,4 млн. грн. на отправление правосудия. Выделяемые 1,4 млн. грн. позволят суду работать в 2010 г. не более четырех месяцев. ВАСУ также запрашивает 5,2 млн. грн. на приобретение компьютерной и другой оргтехники, а также на капитальный ремонт административного здания.
Скорее всего, дополнительные требования ВСУ, ВХСУ и ВАСУ к финансированию в 2010 г. удовлетворены не будут. Выделение средств отдельной строкой в госбюджете дает простор для маневра в переговорах с правительством. Но в нынешних условиях хорошо заметно, что в этих судах ситуация с оплатой труда и материально-техническим обеспечением гораздо лучше, чем в подавляющем большинстве других судов страны.
2010 г. — на уровне текущего
Компетентные источники «i» в ряде ведомств сходятся во мнении, что даже в случае принятия Радой доработанного Кабмином госбюджета-2010 (что практически наверняка невозможно до завершения президентских выборов) ситуация с финансированием судов вряд ли изменится. Правительство готово удовлетворять лишь жизненно важные потребности судов — зарплата, коммунальные услуги и аренда помещений. В остальном суды в 2010 г. вынуждены будут полагаться на находчивость своих руководителей, которая будет существенно ограничена новым антикоррупционным законодательством.
«Денег в госказне всегда не хватает. И если суды имеют возможность выжить без полноценного финансирования, то ни Минфин, ни Кабмин, ни парламент не будут заинтересованы профинансировать их на 100%»,— подчеркивает руководитель Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко. Его слова иллюстрирует тот факт, что из незапланированных в бюджете 2008 г. доходов судам не досталось практически ничего. Тогда глава Всеукраинской независимой судейской ассоциации, судья КС в отставке и экс-судья ВСУ Николай Савенко говорил «i», что Кабмин вполне может найти недостающие для судебной системы средства: «Если премьер-министр обещает за два года вернуть вклады Ощадбанка — значит, средства есть. Юлия Тимошенко заявила, что только в первом квартале этого (2008 г.— «i») года поступило 15 млрд. грн. незапланированных доходов. И что, нельзя найти сумму, которая необходима судебной системе?» Но сегодня о подобных дискуссиях судьям, вероятно, придется на некоторые время забыть. Самый неблагоприятный для судебной системы вариант — непринятие Радой основного финансового закона страны на следующий год. Финансирование на уровне 2009 г. в реалиях 2010 г. мало радует служителей Фемиды.
Тем не менее в последние месяцы Юлия Тимошенко продемонстрировала готовность оказывать реальную точечную помощь судам. Правда, под давлением более чем значимых обстоятельств, связанных с проведением президентских выборов. Ведь проблемы с финансированием и, как следствие, с работой базовых для избирательного процесса Киевского апелляционного админсуда (ААС) и ВАСУ могли отрицательно сказаться на ходе и итогах президентских выборов. Именно поэтому в конце ноября Киевский ААС и ВАСУ получили по 2,5 млн. грн. из стабфонда в качестве поддержки на время избирательной кампании.
Много это или мало, демонстрирует пример Киевского ААС. Его председатель Анатолий Денисов сформировал запрос на 2009 г. в размере приблизительно 33 млн. грн. Но суд фактически получил только 14 млн. грн. (42%), более 9 млн. грн. из которых предназначены на выплату зарплаты. На 2010 г. бюджетный запрос этого суда составил 38 млн. грн. Сколько дадут, будет ясно после утверждения госбюджета-2010. Но господину Денисову, скорее всего, стоит уже сейчас делить эту сумму не менее чем на два.
В таких обстоятельствах остается констатировать: государство не имеет права требовать эффективной работы от судей, финансируемых на уровне первичных потребностей. Судьи работают ровно на столько, на сколько их финансируют.