Чехия грозит выходом из ЕС

no image

Вацлав Клаус против потери его государством суверенитета

Чехия может выйти из Евросоюза. О такой возможности накануне заявил представитель президентской администрации Пётр Гайек.

Президент Чешской республики Вацлав Клаус подписал Лиссабонского договор 3 ноября. Однако сделал он это скрепя сердце. По мнению представителя президентской администрации Петра Гайека, после вступления договора в силу Чехия потеряет национальный суверенитет, а одной из главных целей президента является восстановление независимости страны.

Ради этого Вацлав Клаус готов пойти на крайние меры — вплоть до выхода из состава ЕС. «Принятие Лиссабонского договора означает, что мы теряем суверенитет и вновь будем стремиться его обрести. Одной из возможностей является, например, выход из Европейского союза»,— заявил господин Гайек. Он отметил, что возможный выход из ЕС рассматривается в качестве «одной из крайних мер» политики восстановления государственной независимости.

Напомним, Чехия оставалась единственной страной, которая долгое время не решала лиссабонскую дилемму. Президент Чехии Вацлав Клаус отказывался подписывать документ до окончательного вердикта Конституционного суда республики. В этот вторник суд отклонил жалобу 19 сенаторов верхней палаты парламента, признав Лиссабонский договор о реформировании Евросоюза соответствующим конституции страны.

В свою очередь господин Клаус отметил, что ожидал такого решения, и крайне скептически оценил его аргументацию, сказав, что «суд был заинтересован в политической защите Лиссабонского договора», а его решение «не является нейтральным правовым анализом». Также чешский президент отказывался подписать договор до тех пор, пока его стране не будет предоставлен ряд исключений из прилагающейся к договору хартии фундаментальных прав. В частности, он потребовал для своей страны гарантий по поводу незыблемости послевоенного имущества трех миллионов немцев, выселенных из Чехословакии после окончания Второй мировой войны. 30 октября на саммите в Брюсселе Евросоюз согласился предоставить Праге запрошенные ею дополнительные гарантии по Лиссабонскому договору.

Эксперты считают, что подобным заявлениям из окружения чешского президента не стоит придавать большого значения. «Понятно, что евроскептические взгляды, которые они исповедуют, имеют под собой определенную почву, но, тем не менее, политические расклады в самой Чехии таковы, что это не может стать мнением большинства политических элит. Поэтому я бы не стал относиться к этому серьезно»,— сказал «i» директор Центра мира, конверсии и внешней политики Александр Сушко.

По его словам, те опасения, о которых говорит чешский президент, скорее всего, «опасение возможных последствий, но никак не сами последствия». «Чехия очень успешно использует свой статус молодого члена ЕС. Они уже «изнасиловали» ЕС по максимуму. Страна получила гарантии и преференции, которых добивалась, хотя и не она одна. Но всему есть разумная грань. И то, что чуть было не сорвался Лиссабонский процесс из-за того, что словаки захотели тех же гарантий, что и чехи, показывает, что такие игры достаточно опасны»,— добавил господин Сушко.

А вот директор программ России и СНГ Германского совета по внешней политике Александр Рар (Берлин) считает, что такие вещи нужно научиться воспринимать всерьез. «Лиссабонский договор предусматривает право любой страны выйти из Евросоюза. И я не исключаю, что в ближайшие 10-15 лет одна или другая страна по каким-то причинам может им воспользоваться. И то, что чешская сторона этот вопрос так поставила, абсолютно соответствует каждой букве конституции»,— резюмирует эксперт.

В то же время господин Рар подчеркнул, что на сегодня для Чехии выход из ЕС абсолютно нереален: «Сейчас все страны будут смотреть на то, как им будет житься при новой европейской конституции. Но я не исключаю, что такие «выходы» могут произойти при нашей жизни: чисто из-за обиды, недопонимания, по тактическим соображениям (чтоб выйти, а потом войти с целью надавить на Евросоюз). Думаю, что кандидат на выход из Евросоюза, уж если очень спекулятивно на это смотреть, это Греция. Например, если Афины не захотят, чтоб Македонию с нынешним названием принимали в европейское сообщество или будут противиться вступлению Турции».

В целом господин Рар положительно оценивает Лиссабонское соглашение: «Европа консолидируется. А это исключает войны между странами и конфликты, которые будоражили ее на протяжении последней тысячи лет».

В то же время он отметил, что Лиссабонская конституция превращает Евросоюз в политический институт, поэтому нужно внимательно следить за тем, чтоб этот «политический союз не превратился в бюрократического монстра, против которого и выступает большинство народов самой Европы». «Не случайно, что по конституции не было дискуссий ни в одной из стран, кроме Ирландии (и то ее принятие произошло только с третьего раза). То есть сама конституция была принята недемократическим путем. И это бросает тень на будущее ЕС»,— подчеркнул эксперт.

Кроме того, опасение вызывает начавшийся процесс борьбы за позиции. «Все хотели создать сильный пост президента и министра иностранных дел ЕС. Теперь выясняется, что все страны на этот пост хотят поставить слабых политиков, чтобы они не были слишком влиятельными»,— добавил господин Рар.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи