Запахло трубными деньгами

no image

Мысли о зиме толкают ЕС к разговорам о кредитовании газовых транзитеров

В разгар традиционных ежегодных переговоров с «Газпромом» о новых условиях сотрудничества в Кабмине Юлии Тимошенко надеются получить до $2 млрд. от европейских доноров на модернизацию нашей газотранспортной системы. В Кремле негативно воспринимают перспективы такого партнерства.

Вице-премьер по вопросам международной и европейской интеграции Григорий Немыря заявил об ожиданиях Киева привлечь до декабря $1,5-2 млрд. от Еврокомиссии и международных финансовых организаций на модернизацию ГТС. «Между Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским инвестиционным банком, Еврокомиссией и Украиной достигнуты договоренности о шагах, которые позволят в конце осени, мы говорим об октябре-ноябре, получить доступ к инвестициям в пределах $1,5-2 млрд. на модернизацию украинского газового сектора»,— отметил чиновник.

Ранее глава ЕК Жозе Мануэль Баррозу обещал, что комиссия «будет продолжать поддерживать реформы в энергетическом секторе в Украине, построенные на результатах международной конференции по модернизации украинской ГТС» (состоялась в Брюсселе в марте с.г.— См. справку). Он также высказывал надежду, что «четкие временные рамки повестки дня реформ будут полностью выполнены».

Однако эксперты прогнозируют сложности с выполнением договоренностей по реформированию украинского газового сектора из-за нестабильной работы парламента и активизации президентской избирательной кампании. Чтобы избежать обострения отношений между Киевом, Москвой и Брюсселем, они рекомендуют регулярно обсуждать перспективы сотрудничества в газовой сфере на разных уровнях, в том числе политическом.

Ранее о возможных последствиях реализации договоренностей между Киевом и Брюсселем по модернизации украинской ГТС предупреждал российский МИД. «Ряд положений совместной декларации… могут привести к удорожанию стоимости газа для его украинских и европейских потребителей»,— говорится в заявлении ведомства. В нем также отмечается, что любые не согласованные с российской стороной действия по модернизации ГТС «приведут к росту технологических рисков и возможным сбоям в поставках газа в Украину и в Европу».

Но Михаил Корчемкин, гендиректор консалтинговой компании East European Gas Analysis, считает подобные заявления российской стороны политическими. «С технико-экономической точки зрения модернизация ГТС Украины выгодна всем участникам европейского газового рынка. «Газпрому» нужны доходы от экспорта, Украине — доходы от транзита, Европе нужен газ. Я думаю, что остынут ненужные политические споры, и проект Украины и ЕС спокойно перейдет в стадию реализации»,— сказал «і» эксперт.

По его словам, успех реализации брюссельских договоренностей зависит от скоординированной работы НАК «Нефтегаз Украины» и европейских организаций. «Здесь можно поучиться на опыте проекта Европейского банка реконструкции и развития по модернизации газопроводов «Газпрома», который был осуществлен в середине 1990-х гг. Я участвовал в том проекте и хорошо помню атмосферу взаимопонимания и сотрудничества, установившуюся между специалистами «Газпрома» и работниками западных фирм. В то время руководство «Газпрома» с интересом относилось к сценариям развития Единой системы газоснабжения России, разработанным его европейскими партнерами»,— рассказал «і» господин Корчемкин. Он напомнил, что у ряда российских компаний, специализирующихся в области технологии и экономики транспорта и подземного хранения газа, есть большой опыт сотрудничества в проектах Евросоюза и ЕБРР по модернизации ГТС, выполненных в России. Этот опыт, по словам эксперта, очень помог бы на первом этапе, в период анализа нынешнего состояния украинской ГТС и определения приоритетных объектов реконструкции и модернизации. «Разумеется, в число этих компаний входят исследовательские подразделения «Газпрома» — ВНИИгаз, Гипроспецгаз и др.»,— отметил Михаил Корчемкин.

Андрей Конопляник, советник правления «Газпромбанка», экс-замгенсекретаря секретариата Энергохартии, считает, что при осуществлении инвестпроектов по модернизации украинской ГТС ее транзитная функция должна быть выделена как операционно (технологически), так и коммерчески. «Речь идет о целевой модернизации транзитноориентированной части существующей украинской ГТС в самостоятельную транзитную систему»,— отметил господин Конопляник. На это, по словам эксперта, может потребоваться «от нескольких месяцев до нескольких лет и значительные инвестиции», которые могут быть представлены на принципах проектного финансирования (под обеспечение будущими бесперебойными транзитными доходами, генерируемыми самим проектом).

«Целью должно быть создание самостоятельной, независимой от других, не связанных с обеспечением транзита, видов деятельности, устойчиво функционирующей транзитной ГТС, имеющей в оперативном управлении соответствующие трубопроводные активы (приватизация любых таких активов Украины законодательно запрещена)… Нужна лишь взаимоприемлемая схема увязки интересов всех трех заинтересованных сторон»,— сказал «і» господин Конопляник.

Специалист полагает, что оптимальной акционерной структурой компании — оператора транзитной ГТС Украины был бы трехсторонний консорциум, в состав которого входили бы представители страны-поставщика («Газпром»), транзитной страны («Нефтегаз-транспорт» или «Укртрансгаз» как самостоятельные хозяйственные субъекты после разделения холдинговой структуры НАК согласно требованиям ЕС) и стран-потребителей (компаний стран — членов ЕС и финансовых институтов ЕС). А оптимальная акционерная структура компании «Нефтегаз — транзит газа» могла бы быть такой: два блокпакета — у «Газпрома» и «Нефтегаза», миноритарные пакеты — у четырех-пяти европейских компаний (институтов). «Почему блокпакеты? У «Нефтегаза» — поскольку он представитель транзитной страны, которой принадлежат трубопроводные активы. У «Газпрома» — поскольку в соответствии с долгосрочными контрактами на поставку российского газа в Европу (через территорию Украины) именно на нем лежит обязанность доставлять газ в пункты сдачи-приема, расположенные внутри территории ЕС»,— пояснил господин Конопляник.


Что должна страна Европе


В августе 2009 г. Кабмин поручил Минтопэнерго и НАК «Нефтегаз Украины» до 2010 г. утвердить технико-экономические основания и уточненные сметы расходов для реализации проектов по модернизации украинской ГТС, концепции которых были презентованы на инвестконференции в Брюсселе 23 марта с.г. Согласно Совместной декларации, подписанной по итогам этого мероприятия Украиной, Еврокомиссией, Европейским инвестиционным банком, Европейским банком реконструкции и развития, а также Всемирным банком, наше правительство взяло обязательства:
— обеспечить независимым оператором ГТС, который получит возможность использовать поступления от доходов по оказанию услуг по транспортировке газа;
— обеспечить прозрачность и открытость заемщика для осуществления модернизации ГТС, а также контроль за использованием средств;
— позволить оператору ГТС работать на коммерческих принципах для реализации планов по развитию в долгосрочной перспективе, в крайнем случае — пока займы для осуществления модернизации ГТС будут оставаться непогашенными;
— обеспечить формирование экономически обоснованных тарифов на доступ к газовым сетям;
— обеспечить обнародование оператором ГТС детальной информации по тарифным расчетам, их методологии и структуре;
— предоставить третьим сторонам доступ к ПХГ на прозрачных коммерческих условиях и под контролем регулирующего органа;
— разработать Программу реформирования газового сектора Украины на 2010-2011 гг. с определением временных рамок, которые будут соответствовать обязательствам в контексте Соглашения об Ассоциации между ЕС и Украиной и в контексте присоединения Украины к Соглашению об Энергетическом сообществе.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи