Джонни Депп впервые примерил на себя костюм гангстера
Завтра в широкий прокат выходит криминальная драма о жизни знаменитого американского гангстера Джона Диллиджера «Джонни Д.» (оригинальное название «Враги общества») с Джонни Деппом в главной роли. Гангстерскую эстетику времен Великой депрессии в своем новом фильме воспел автор легендарной «Схватки» (1995) режиссер Майкл Манн.
Изменив оригинальное название фильма, используя сходство имени Джонни Деппа и его персонажа, отечественные прокатчики автоматически акцентировали внимание зрителя преимущественно на персоне главного героя — дерзком гангстере-одиночке Джоне Диллинджере. В свое время правоохранительные органы грозно назвали его «Врагом общества», оттеснив тем самым на задний план тот факт, что врагом, в принципе, можно назвать и агента зарождающегося ФБР Мелвиса Первиса, и его молодого напарника легендарного Джона Эдгара Гувера (который на протяжении почти 50 лет возглавлял ФБР). Режиссер пытается показать, как зарождалось могущественное ФБР. На жестокие и неправомерные действия агентов (избиения, пытки, убийства невиновных) закрывались глаза, поскольку для достижения цели, как известно, все средства хороши. Персону Диллинджера агенты возвели в ранг врага общества, а его убийство — чуть ли не главный вопрос национальной безопасности. Раздув это дело до немыслимых масштабов, при этом игнорируя более важные дела, новоиспеченное БР доказывало свою состоятельность и эффективность, а история нейтрализации Джона помогла Гуверу превратиться в начальника всемогущего грозного ФБР. Кроме этого Манн сделал попытку схематически показать и зарождение мафиозных синдикатов.
Действие картины начинается с момента дерзкого побега главного героя из тюрьмы строго режима, сопровождающегося динамичными перестрелками, которые, стоит признать, Манн любит и действительно умеет снимать. В принципе, фильм является экранизацией основных событий бурной жизни Диллинджера в период от первого побега до последних лет жизни, которая была очень коротка. К сожалению, восхождение Джона и предыстория его становления не раскрыты (все это уместилось в один монолог), по сути, показан лишь закат его карьеры. Диллинджер еще при жизни был воспет простым народом и получил звание американского Робин Гуда. Хотя на самом деле добрыми делами в отношении своих соотечественников он отнюдь не славился: несмотря на то, что банки он грабил не из-за большой любви к деньгам, а исключительно ради свободы, которые они дают, награбленным ни с кем не делился. Он первым придумал во время ограбления брать заложников, сделал пластическую операцию, чтобы скрыться от ФБР, и химическим путем удалил линии со своих пальцев. Стоит отметить, что в романтичный образ своего персонажа Джонни Депп вжился, как в родной. Его герой живет так, будто каждый день — последний. Он посещает кинотеатры, ездит на быстрых машинах, носит дорогую одежду, галантно ухаживает за дамами. И в то же время лихо перепрыгивает через стойки банков с автоматом наперевес, грабит их за считанные секунды, искренне переживает смерть друзей, шутит с заложниками и дерзко наведывается в полицейский участок, пока все сотрудники отправились на операцию по его задержанию.
Используя не такой уж огромный по голливудским меркам бюджет ($100 млн.), Майклу Манну удалось привлечь к съемкам потрясающий актерский состав. Помимо исполнителей главных ролей Джонни Деппа, Кристиана Бейла и Марион Котийяр (преданная любовница Джона, чей образ раскрывается уже ближе к финалу картины), в кадре, правда не всегда оправдано, мелькают не менее интересные актеры: Лили Тейлор, Стивен Грэм, Джованни Рибизи, Стивен Дорфф, Ченнинг Татум и др. Кроме того, режиссер смог достоверно воссоздать эпоху 30-х — пейзажи, костюмы, машины, реквизит, музыка и т.п. (опорой для реквизита служили старые фотографии, документы). А благодаря превосходной операторской работе Данте Спинетти и использованию приема «съемки с рук», добиться действительно убедительного эффекта непосредственного присутствия и документальности.