Иван Эланд: «Проблема безопасности, которую предлагает НАТО, в том, что это всего лишь слова»

no image

Один из крупных американских военных экспертов Иван Эланд уверен, что скорое членство Украины в НАТО — это огромная иллюзия

Один из крупных американских военных экспертов Иван Эланд уверен, что скорое членство Украины в НАТО — это огромная иллюзия, от которой следует излечиться официальному Киеву

Господин Эланд считает, что нейтральный статус нашей страны лишь поможет интеграции в Евросоюз и одновременному поддержанию нормальных отношений с Россией. Обо всем этом эксперт рассказал «і», когда участвовал в одном из круглых столов на тему расширения Альянса.

Вопрос: Насколько вопрос расширения НАТО актуален в условиях экономического и финансового кризиса?

Ответ: Расширение НАТО действительно отодвинулось во времени, учитывая то, что Америка сейчас находится в состоянии двух войн — в Ираке и Афганистане. Но большинство американцев — приверженцы империалистической точки зрения, расширения НАТО и его влияния. Хотя они забывают, что для поддержания военной составляющей таких действий потребуется значительное количество финансов. Также и в политической элите нашей страны есть люди, которые считают, что вопрос расширения НАТО актуален, но при условии снижения финансовых затрат на этот проект.

В: Означает ли это, что и вопрос членства Украины в НАТО тоже не является актуальным?

О: Скорее всего — да, этот вопрос потеряет свою актуальность в обозримом будущем. Хотя, в частности, госсекретарь Хиллари Клинтон подтвердила готовность Вашингтона поддержать движение Украины и Грузии к членству в НАТО.

В: Новые экономические реалии ставят под вопрос эффективность самой системы НАТО. Есть ли необходимость менять что-то внутри Альянса, и пойдут ли на это его члены?

О: Америка — изначально основной спонсор НАТО, поэтому в конечном итоге страны Евросоюза всю ответственность перекладывают на США, которые, де-факто, субсидируют своих экономических конкурентов и обеспечивают их безопасность. В ЕС больше населения, чем в Соединенных Штатах. ВВП Евросоюза тоже больше американского, но европейцы тратят на оборону лишь половину от того, что расходует Вашингтон. Но Америка будет вкладывать в развитие Альянса. Так, за последнее время вклады нашей страны увеличились на 4%, а участие европейских стран, ввиду экономического кризиса, снизилось.

В: Тем не менее механизм принятия решения в НАТО слаб. Это видно и на примере Украины, точнее — в нежелании Франции и Германии ради Украины жертвовать своими экономическими интересами к России.

О: Понятно, что общая система принятия решений в НАТО единогласна. Ввиду того, что НАТО расширяется, США заинтересованы в привлечении в Альянс тех стран, которые поддерживают нашу точку зрения. Соответственно, страны, которые находятся рядом с Россией, будут больше поддерживать политику США. Вместе у этих стран больше шансов убедить оппонентов изменить свою точку зрения.

В: Перезагрузка в отношениях с Россией, озвученная США, свидетельствует о том, что для Вашингтона приоритетными остаются отношения с Москвой. Насколько эти отношения влияют на принятие решений относительно Украины?

О: Причина сохранения НАТО после холодной войны кроется в стремлении Америки расширить свое влияние в Европе. Для этого и проводится политика расширения. Американско-российские отношения по вопросам безопасности остаются наиболее значимыми — в истории США единственную угрозу самому нашему существованию представляли только тысячи ядерных боеголовок Советского Союза/России. Даже Китай или Северная Корея имеют слишком мало боеголовок для тотального уничтожения США. Инициатива президента Обамы по проведению переговоров с Россией о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов должна входить в число наиболее первоочередных задач политики США в сфере национальной безопасности. Отказ от проталкивания Украины в НАТО, а также от ненужной и, вероятно, неэффективной системы ПРО мог бы помочь Америке достичь больших результатов в переговорах по сокращению ядерных вооружений.

При честном анализе целей США в области безопасности далекая Украина не является стратегически важной. Тем не менее как только Вашингтону представится возможность принять Украину и Грузию в НАТО, он обязательно это сделает. По отношению же к России в США до сих пор остались подозрения, которые в большинстве случаев основаны на ее ядерном статусе. Здесь осталось много вопросов.

В: Какова оптимальная формула безопасности для нашей страны?

О: В НАТО по-прежнему заявляют, что Украина сможет присоединиться к Альянсу. Вам следует хорошо подумать о таком шаге. Полагаясь на бумажные гарантии безопасности, которые дает членство в НАТО, Украина — в силу человеческой природы — будет вести себя более дерзко в своих отношениях с Россией по вопросам Крыма, газовым вопросам и т. д. И если к власти в Украине придет безответственный лидер наподобие грузинского президента Михаила Саакашвили, он (или она) смогут воспользоваться Альянсом как щитом, чтобы втянуть вашу страну в войну с существенно более сильной Россией. Понятно, что США сильнее в военном плане, чем Россия. Но этот факт Украине не поможет, поскольку Россия находится намного ближе.

Ошибочно считать, что если Украина вступит в НАТО и у нее появится сильный защитник, она сможет более активно проявлять свою позицию и защищаться от других стран. Ведь проблема безопасности, которую предлагает НАТО, в том, что это всего лишь слова. Кроме того, из-за членства в Альянсе внешняя политика Украины будет привязана к политике США. НАТО действует в таких удаленных местах, как Афганистан. А Украина, работающая над своим экономическим развитием, возможно, не захочет тратить ресурсы на затяжные военные кампании, которые не затрагивают напрямую ее жизненных интересов.

Вместо выбора в пользу ложного чувства безопасности Украине следует пытаться вступить в Евросоюз для получения экономических выгод и стать более реалистичной в построении более добрых отношений с Россией. Создать такие отношения существенно легче, если Украина не войдет в недружественный России Альянс. К тому же мы все видели, чем закончились действия Грузии, которая думала, что НАТО за нее вступится, по отношению к России.

В: Разве наше вступление в ЕС изначально не предполагало членства в НАТО?

О: Эти процессы не обязаны быть одновременными. Суть в том, что изначально ЕС хотел, чтобы НАТО пошло вперед и взяло на себя все финансовые расходы на модернизацию стран, не входящих в европейское сообщество. Но прямой связи между двумя этими процессами нет.

В: Секретарь СНБО Раиса Богатырева во время своего визита в США озвучила идею создания комиссии Ющенко — Обама. Подобная комиссия существовала при президенте Леониде Кучме, но американская сторона тогда была представлена вице-президентом Альбертом Гором. Реально ли поднять эту планку до уровня именно президентов?

О: Вполне возможно. Но, опять же, очень нескоро. Ввиду экономического кризиса этот вопрос не значится в повестке дня. Украина остается важной для США, потому что Киев всеми силами старается попасть в западный лагерь и инициативы Джорджа Буша по втягиванию страны в НАТО не прекращаются.

В: Не считаете ли вы, что Вашингтон должен высказываться более четко в отношении перспектив нашей страны — не обещать заоблачное, а говорить по сути?

О: Политики на то и есть, что редко о чем-либо говорят конкретно. Я не политик, но скажу, что о негативном не любят говорить, больше хотят показать хорошие стороны. И было бы ошибкой не прилагать никаких усилий для развития своей армии, построения своей системы безопасности, а полностью полагаться на Альянс. И пример тому, как я говорил,— Грузия. Нужно думать о том, как Украине самой за себя постоять. Хорошо, когда есть на кого положиться, но не нужно на 100% на это рассчитывать.

В: Посол США в Украине Вильям Тейлор покидает свой пост. Возможно, у вас есть соображения, кто может его сменить?

О: Не имею понятия, кто его может заменить на данный момент.

В: Но насколько важной может быть эта персона — в контексте приоритетов Белого дома?

О: Кто бы ни занял место посла, очевидно, что как только объявят его имя, станет понятно, насколько важен этот человек в политике Штатов. Это, соответственно, и будет определять высокий или низкий уровень заинтересованности Америки в Украине как в члене НАТО. Учитывая, что Вашингтон продолжает политику расширения, человек этот будет довольно высокого уровня.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Видео
Все статьи