Кабмин предлагает отменить дополнительную 13%-ную импортную пошлину
Правительство сдержало обещание и начало хлопотать за отмену 13%-ной надбавки к импортным пошлинам на ряд товаров. Холодильников и автомобилей это не коснется.
Правительство предлагает Раде отменить временную дополнительную надбавку 13% к пошлине на импортные товары за исключением холодильников и автомобилей. Об этом сообщил министр Кабмина Петр Крупко. По его словам, одновременно правительство приняло постановление, устанавливающее перечень товаров с временной дополнительной надбавкой к импортной пошлине.
Напомним, что в конце прошлого года депутат Сергей Терехин (БЮТ) предложил ввести 13%-ную дополнительную импортную пошлину на все товары, кроме критических. В декабре Рада приняла этот закон, но президент 14 января наложил вето, ссылаясь на нормы ВТО и меморандум с МВФ. Тогда был составлен перечень товаров, импорт которых следует ограничить на полгода. Сюда вошли продукты питания, одежда и техника. 4 февраля закон был принят, и 20 февраля президент подписал закон, параллельно обратившись в Конституционный суд относительно нормы, разрешающей Кабмину снижать и отменять пошлину и, наоборот, продлевать ее действие. Закон вступил в силу 6 марта. Правда, накануне премьер Юлия Тимошенко заявила, что подумает об отмене пошлин.
Замминистра экономики Валерий Пятницкий считает, что смысла во введении дополнительной пошлины не было. А если даже некоторые импортеры и могли пострадать, они постарались завезти товары в страну до 6 марта. Защитить внутреннего производителя также не получится. «Мы не можем компенсировать за счет внутренних ресурсов потребность в сырье. Скажем, поголовье скота не может вырасти сразу»,— сообщил «i» господин Пятницкий.
Вдвойне глупо было вводить пошлину еще и потому, что импорт и без всяких пошлин был обрезан резкой девальвацией гривни и общим падением потребительского спроса. По данным Госкомстата, в феврале этого года товарный импорт составил всего $2,8 млрд., тогда как на пике, в июле 2008 г., в страну ввезли товаров на $8,8 млрд.
Как минимум защищаться от импорта можно было более изящно. «У нас по некоторым товарам есть зазор между действующими и максимально разрешенным тарифными ставками. Например, среди товаров, которые попали под действие 13%, по атомным реакторам и твэлам у нас максимум 10%, а реально была нулевая пошлина. То есть действовать надо было точечно, не давая никому повода упрекать нас в нарушении правил ВТО»,— говорит Валерий Пятницкий.
В частности, по его словам, недавно Турция повысила пошлины на отдельные виды металлопродукции, и 13%-ная надбавка серьезно ослабит наши переговорные возможности по этому вопросу. Из товаров, попавших под надбавку, Турция является одним из основных импортеров в Украину одежды, ткани, отопительных котлов и обогревателей, а также автобусов. «А так, получается, мы квиты»,— говорит замминистра.
Более изящным методом защиты будет механизм, который Кабмин предложит в своем законопроекте. Документ опишет общие правила применения Украиной мер, направленных на защиту торгового баланса. Собственно, такие нормы содержались в антикризисном проекте правительства, который был готов еще в октябре 2008 г. Он предусматривал предоставление Кабмину права в 2009-2010 гг. временно, на срок от трех до шести месяцев, изменять ставки ввозной и вывозной пошлины. Однако затем правительство отказалось от этого законопроекта в пользу президентского.
Ближайшее заседание комитета ВТО по вопросам торгового баланса состоится в мае, сообщил господин Пятницкий. Там будет рассмотрен, в том числе, украинский закон о дополнительной 13%-ной пошлине, о принятии которого правительство проинформировало ВТО.
Более того, даже отмена закона не гарантирует, что Киеву не зададут неприятные вопросы. «Во-первых, закон все-таки успеет подействовать некоторое время, и необходимо будет проанализировать последствия. Во-вторых, будет рассмотрена правомерность применения таких мер в принципе»,— говорит замминистра.
По словам Сергея Терехина, «решение Кабмина — больше эмоциональное, чем экономически обоснованное». Дескать, постановление идет вразрез с нормами закона, так как он предполагает вначале получение официальных претензий со стороны комитета ВТО по вопросам платежного баланса. Кроме того, по словам депутата, правила ВТО не позволяют странам-членам применять надбавки, нарушающие правила конкуренции в отдельных отраслях или против отдельных компаний, что произошло в данном постановлении, оставившем в силе ставки на автомобили и холодильники. «Когда мы принимали закон, мы смотрели на таможенную статистику, и нам было все равно, о каких отраслях идет речь. Ставки затронули лишь те статьи импорта, которые показали за последний год более чем двукратное увеличение,— отмечает депутат.— Такие меры разрешены ст. 12 ГАТТ, хотя и не приветствуются многими членами ВТО». Теперь же, по словам Сергея Терехина, «у правительства возникнет еще больше проблем, чем было».
В то же время, Олег Назаренко, гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД), отмечает, что изначально в проекте постановления, которое было подписано министром экономики, предполагалась отмена всех надбавок, в том числе на автомобили и холодильники. «Но вчера неожиданно появился новый вариант, в связи с чем можно догадываться, что на уровне Минэкономики хорошо поработали лоббисты,— отмечает он.— Если бы премьером был Виктор Янукович, то по поводу холодильников понятно — там Ландык, глава завода «Норд». А так выиграет только Тариэл Васадзе — учтены интересы производителей легковых авто. В то же время не учтены интересы производителей грузовиков — Алексея Кучеренко, экс-главы наблюдательного совета «АвтоКраза», а также производителей автобусов — Петра Порошенко, главы корпорации «Богдан».
Господин Назаренко отмечает, что в ходе заседания Кабмина было объявлено о подготовке отдельного законопроекта, которым полностью отменяется вся надбавка без каких-либо исключений. «Но мы понимаем, что через парламент отменить надбавку будет еще сложнее. Поэтому Минэкономики сильно подставило премьера, которой придется теперь отвечать и перед Европой, и перед Японией, которые понимают, что чуть-чуть беременной быть невозможно»,— отмечает Олег Назаренко.