Превращения грешников

19 февраля 2009, 0:00
no image

В театре «Сузір’я» состоялась премьера нового спектакля «Профессионал», поставленного режиссером Божидаром Джуровичем

В киевском театре «Сузір’я» состоялась премьера нового спектакля «Профессионал», поставленного режиссером Божидаром Джуровичем по пьесе современного сербского драматурга Душана Ковачевича

В свое время режиссер Эмир Кустурица снял по пьесе Ковачевича «Жила-была одна страна» легендарный фильм «Андеграунд», удостоенный на Каннском кинофестивале «Золотой пальмовой ветви». Премьера «Профессионала» состоялась еще 19 лет назад, однако Божидар Джурович считает, что и сегодня она не утратила своей актуальности. «Я действительно рад возможности возвратить спектакль, показать его в другой культурной среде, которая очень похожа на нашу,— комментирует режиссер.— Тоталитарная система покалечила судьбы миллионов людей; эта трагикомедия о недавнем прошлом наших народов должна показать, как идеология и политика ломает и меняет человеческую природу. У каждого своя правда. Думаю, что сейчас эта пьеса остается значимой для Киева».

Действие спектакля разворачивается в кабинете руководителя современного издательства, бывшего оппозиционного писателя Теодора Края (Юрий Яценко). В день рождения к нему приходит весьма странный посетитель и приносит несколько книг, которые, по его словам, написаны самим Тео. В итоге выясняется, что странный мужчина — это агент тайной полиции в отставке Лука (Владимир Пшеничный), который на протяжении 18 лет следил за деятельностью неблагонадежного антикоммуниста Теодора Края, а принесенные им книги — записи всех разговоров, бесед и монологов писателя, которые полицейский зафиксировал и сохранил за долгие годы слежки.

Хотя камерное действо и лишено масштабных сцен, но за какие-то полтора часа актеры умудряются в ярчайших красках показать все особенности того безысходного времени. Все выстроено на мельчайших деталях, которые просто невозможно не заметить и не прочувствовать. Здесь политическое тесно переплетено с личным. Судьба полицейского за долгие годы буквально срастается с жизнью его подопечного; отношение Луки к ненавистному врагу отечества со временем кардинально меняется. Не последнюю роль в этом сыграл сын полицейского, поставивший коммунисту-отцу условием сохранения добрых личных отношений поддержку настоящей сербской литературы, рискующей кануть в Лету. Если после первой встречи Лука мечтал убить писателя, как собаку, то позже он становится настоящим ангелом-хранителем для беспечного Тео, несколько раз спасая ему жизнь. Стоит отдать должное актерам, которые с потрясающей убедительностью вжились в роль своих героев и мастерски раскрыли характер персонажей. Особенно хорош Владимир Пшеничный в роли отставного полицейского. Несмотря на пикантную профессию Луки, со временем симпатии зрителя остаются все-таки на его стороне — на стороне человека, который в сложившейся ситуации «не сделал зла больше, чем того требовалось». А вот «правильный» с современной идеологической точки зрения Тео вызывает едва ли не отвращение. Невольно начинаешь сомневаться, стоило ли оберегать этого оппозиционера, узнав, в кого он в итоге превратился. Вопрос «хороших» и «плохих» остается открытым, у каждого своя правда, каждая «новая» система в итоге работает одинаково. Безгрешных во власти не бывает.

Камерная сцена «Сузір’я» и минимум декораций выгодно сработали в этой постановке: внимание зрителя не концентрируется только на актерской игре, на сути их персонажей, на мимике, репликах и прочих особенностях. Режиссерские приемы (например, теплым светом и музыкой подчеркивать личные интимные моменты и переживания полицейского) тоже сыграли не последнюю роль в восприятии происходящего. Впрочем, как и удачный перевод пьесы на украинский язык (Мария Василишен и Алла Титаренко). Похоже, что новая постановка найдет своего зрителя и займет должное место в репертуаре театра.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи