Классик из рода чумаков

no image

В Национальном художественном музее Украины проходит выставка патриарха отечественной живописной школы художника Василия Забашты

В Национальном художественном музее Украины до 22 февраля будет работать юбилейная выставка патриарха отечественной живописной школы художника Василия Забашты «Помни, что живешь», которая предоставляет редкую возможность ознакомиться практически со всеми сторонами творческого дарования известного украинского мастера

Перед посетителем открывается целая непростая эпоха развития и становления украинского изобразительного искусства середины XX — начала XXI в., воплощенная в полотнах Василия Забашты. В прошлом году художник отпраздновал свое 90-летие (он родился 18 июля 1918 г. в с. Бабенково на Харьковщине), при этом 60 лет он всецело посвятил изобразительному искусству. При том что на сегодняшний момент в творческом багаже Василия Забашты насчитывается более 900 работ, нынешняя юбилейная выставка достаточно солидна. В трех залах НХМУ размещены около 90 произведений разных жанров, на все вкусы и даже политические пристрастия, созданных художником в период от 1950-х гг. до наших дней. Тонкие лирические пейзажи и портреты современников, известных деятелей культуры соседствуют здесь с полотнами-фресками на историческую тематику.

В большое искусство Василий Забашта пришел как ветеран-фронтовик. «Языка привели» — это его первая тематическая картина, написанная еще в студенческие годы на основе личных фронтовых переживаний и впечатлений. Аспирантской работой стал холст «В годы оккупации» (1955 г.), посвященный подпольщице Ляле Убийвовк. В дальнейшем к теме войны Забашта возвращался неоднократно, и в своих последующих картинах «Салют победы» (варианты 1975 и 1978 г.), «Из похода не возвращаются сыны» (1984 г.).

Ярким образцом явно конъюнктурных картин соцреалистического периода является представленное в экспозиции масштабное динамичное полотно «Александр Пархоменко» (1967 г.). Весь в пылу боя герой гражданской войны пафосно топчет черное знамя анархистов; двое махновцев бросились к нему, но он их не боится… Следует отметить, что, как ни странно, эта жанровая картина является единственной в экспозиции, которая так сильно передает действие и нерв происходящего…

В 1960-70-е гг. Василий Забашта пересмотрел свои позиции. Характерными работами этого периода стали портреты биолога Николая Шарлеманя, бывшего заключенного сталинских лагерей, библиографа Григория Коляды и др. В русле естественного развития этих тенденций — полотна «Гетьман Сагайдачный и Гальшка Гулавечивна» (1990-2000 гг.), «Тарас Шевченко и члены Кирило-Мефодиевского братства» (1989-2000 гг.)… Вряд ли этот новый шаг можно трактовать как конформизм. По словам художника Прокопа Колесника, ему всегда импонировала именно искренность Василия Забашты. «Это сознательная национальная позиция; не дань конъюнктурной позе, а истинная позиция — состояние души, способ мышления и его особое мироощущение»,— отметил он.

В юбилейной экспозиции также можно увидеть несколько очень интересных произведений на китайскую тематику. С ноября 1956-го по апрель 1957 г. Василий Забашта в составе первой творческой группы советских художников посетил КНР. Результатом этой поездки стала серия удивительных картин, часть из которых впервые была представлена в экспозиции групповой отчетной выставки «Сто дней в Китае». Это портреты и городские пейзажи, где китайские ландшафты, сами краски и освещение вызывают в памяти венецианские мотивы, а джонки парадоксальным образом напоминают гондолы.

Однако все вышеперечисленные творческие достижения мастера — это только одна, не самая главная сторона его художественной деятельности. В первую очередь, Василий Забашта — это все же непревзойденный мастер пейзажа. И более того — борец за возрождение и сохранение этой художественной школы в Украине.

На протяжении более пятидесяти лет его творческая деятельность связана с Киевским художественным институтом (ныне Украинской академией изобразительных искусств и архитектуры). Когда-то он был ее студентом, теперь (уже многие годы) профессор академии. Более двадцати лет Василий Иванович отстаивал идею возрождения в стенах Киевского художественного института пейзажной мастерской. Дело в том, что в конце 1950-х гг. советские вожди, заклеймив пейзажную живопись как аполитичный художественный жанр, ликвидировали мастерскую, и только в 1993 г. решением ученого совета она была возрождена уже в составе академии, а Василий Иванович стал ее руководителем.

Его пейзажи — образцы импрессионизма высочайшего класса. На них практически нет безоблачного неба. Тем не менее ни один из его пейзажей не назовешь хмурым и тяжелым. Даже предчувствие грозы несет праздничность и ощущение светлой надежды.

Написанные преимущественно в Седневе, Качановке, Дешках и в Крыму, они насыщены солнечным светом и всеми цветами радуги, они по-настоящему играют и дышат.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи