Постоянно критикуя деятельность правительства Юлии Тимошенко, Виктор Ющенко готов продолжать процесс пересмотра итогов приватизации и «подтапливания» жирка крупного отечественного бизнеса. Похоже, реприватизация в Украине не завершена.
После продажи «Криворожстали», вопреки ожиданиям, никто из представителей власти не заявил, что больше ни у кого ничего не отберут. На вторничной встрече с журналистами Президент сказал: «Нам приходилось исходить из того, чтобы дать четкий сигнал инвесторам: то, что было несправедливо приватизировано, нуждается в правовой оценке. Для инвесторов это (продажа «Криворожстали». — Авт.) — сигнал, что власть продемонстрировала свое эффективное вмешательство. С другой стороны, власть мягко-мягко ставит точку в попытках так называемой реприватизации, что, на мой взгляд, важно для бизнеса».
Премьер-министр Юрий Ехануров после повторной продажи «Криворожстали» говорил о 5-6 объектах, судьба которых сейчас решается в судах. Экс-премьер Юлия Тимошенко сразу после аукциона заявила, что в Украине около 20 предприятий, аналогичных «Криворожстали». На встрече с журналистами вопрос корреспондента «ЭИ», будет ли реприватизирован НЗФ, Президент оставил без ответа. Стремление выбрать нечто среднее между массовой реприватизацией и полным прекращением передела собственности ради экономического роста, вероятно, приведет главу государства к стратегии выборочной реприватизации. «Я ведь могу в любой момент поднять телефонную трубку и организовать травлю практически любой структуры в нашей стране. Однако мои моральные принципы не позволяют этого сделать», — сказал Виктор Ющенко журналистам. Ситуация, когда лишь моральные принципы главы государства удерживают его от незаконных действий, пугает. Это высказывание говорит о том, что ни нормальной судебной системы, ни гражданского общества у нас нет. Впрочем, в «телефонной трубке» и нужды нет. Ползучая реприватизация является самой надежной уздой для крупного бизнеса. С учетом этого обстоятельства просьба Президента к олигархам выйти из тени и заплатить все налоги выглядит скорее последним предупреждением. Кстати, сами олигархи после встречи с главой государства на вопрос, будет ли «Криворожсталь» единственным реприватизированным объектом, отвечали уклончиво. Сам же глава государства говорил об объектах (во множественном числе. — Ред.), повторную приватизацию которых общество воспримет с одобрением.
Есть еще одно обстоятельство, свидетельствующее о том, что политика прошлого правительства в отношении крупных собственников может быть продолжена. Юлия Тимошенко еще весной заявляла, что придерживается концепции солидаризма (в сильно упрощенном виде — богатые должны поделиться с бедными ради процветания нации). «Раскулачивание» несознательных крупных собственников прекрасно вписывается в эту концепцию.
Во вторник, общаясь с журналистами, Виктор Ющенко сказал: «Я понимаю, что нам надо проводить политику солидаризма и в политической, и в деловой плоскости для того, чтобы мы начали приблизительно одинаково мыслить». Однако торжество единомыслия власти и крупных собственников придется, по-видимому, отложить. По крайней мере, до парламентских выборов, на которых запуганные ныне олигархи вполне могут взять реванш. Все это время неопределенность с реприватизацией будет угнетать инвестиционную активность — как внешнюю, так и внутреннюю.