Счетоводы

5 октября 2005, 0:00
no image

Налоговая служба начинает превращаться в своеобразную бухгалтерию. С недавних пор ГНАУ занимается только сбором платежей в бюджет. Всем остальным, начиная от реформирования налогового законодательства и заканчивая составлением помесячной росписи сбора налогов для областных ГНА, занимается Минфин. Налоговикам отведена скромная роль исполнителей. По крайне мере именно такое впечатление оставила вчерашняя «горячая линия» в правительстве с участием председателя ГНАУ Александра Киреева.


Новый подход уже дал результат — показатели поступлений в бюджет растут, а задолженность по возмещению НДС снижается. На бумаге. Вчера г-н Киреев рассказал журналистам о том, какими методами это достигается. По словам главного налоговика страны, поступления в госбюджет в период с января по сентябрь текущего года в 1,6 раза превысили показатели за прошлый год и составили 36,8 млрд. грн. (по данным Госказначейства, за 9 мес. этого года ГНАУ перечислила в госбюджет 34,2 млрд. грн. — Ред.) По словам г-на Киреева, такой рост обусловлен детенизацией экономики: «особенно это касается Донецкой, Луганской, Харьковской и Одесской областей, где наблюдается наибольший рост уплаты налогов». Для того чтобы помочь предпринимателям выйти из тени, налоговая проводит активную профилактическую работу с теми предприятиями, годовые валовые доходы которых превысили 200 млн. грн. Результаты превзошли все ожидания — сумма переплат налога на прибыль уже перекрыла 2 млрд. грн. (такие переплаты образовываются, когда налогоплательщик «по ошибке» уплачивает большую сумму налога на прибыль, чем надо. — Ред.). По словам г-на Киреева, переплаты возникают из-за «несовершенных правила учета» налога на прибыль предприятий. Аналогичная ситуация и с задолженностью налоговой по возмещению НДС. Александр Киреев не считает, что обнародованная Минфином сумма в 1,4 млрд. грн. просроченной задолженности по возмещению НДС отвечает действительности. Он пообещал, что в ближайшем будущем будет изменен порядок учета уплаты НДС предприятиями.


Вместе с тем ГНАУ обеспокоена возможными трудностями с наполнением бюджета в следующем году и добивается введения налога на недвижимость и непрямых методов исчисления сумм, подлежащих уплате. На протяжении последнего десятилетия ГНАУ около десяти раз пыталась пролоббировать эти проекты через парламент. Тщетно. По словам г-на Киреева, все дело в депутатах-олигархах. «Мы сейчас безоружны и никаких санкций к неплательщикам налогов применить не можем»,— сетует он (глава ГНАУ явно прибедняется, сейчас налоговая действительно не имеет права контролировать расходы налогоплательщиков, зато она имеет массу возможностей контролировать их доходы. — Ред.). Г-н Киреев считает, что «через доходы невозможно реально оценить состояние человека. Это возможно лишь через затраты: на какой машине ездишь, в какой квартире живешь»… Свою неспособность как-то повлиять на изменение налогового законодательства г-н Киреев объясняет тем, что сейчас ГНАУ, по сути, потеряла статус центрального органа исполнительной власти и во всем зависит от действий Минфина. «Как налоговая может разрабатывать налоговую политику? Мы исполнители, а формирует политику Минфин,— признался Александр Иванович. — Есть в Минфине Василий Регурецкий (замминистра финансов. — Ред.), который отвечает за налоговую политику, есть директор департамента по налогообложению Денис Фудашкин, они и решают, что нужно усовершенствовать в налоговой сфере». После этого председатель ГНАУ признался корреспонденту «ЭИ», что «когда мы видим какие-то пробелы в законодательстве, максимум, что можем сделать — внести свои предложения на рассмотрение Минфина. Минфин уже решает, прислушаться к таким предложениям или нет». После такого ответа г-на Киреева, у корреспондента «ЭИ» сложилось впечатление, что ГНАУ превращается в ведомство бухгалтеров, которые буквально исполняют указания Министерства финансов.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи