Фильмов про жизнь и приключения на подлодках было предостаточно. Но это немецкое кино, выпущенное в далеком 1981 г. по книге Лотара-Гюнтера Буххайма, остается эталоном
Фильмов про жизнь и приключения на подлодках было предостаточно — вспомним «Охоту за Красным Октябрем», «Ю-571» или «K-19». Но это немецкое кино, выпущенное в далеком 1981 г. по книге Лотара-Гюнтера Буххайма, остается непревзойденным эталоном.
Можно сказать, что повествованием о нелегкой судьбе фашистской субмарины U-96 немецкий режиссер-дебютант Вольфганг Петерсен вообще зачал жанр подводной экшн-драмы.
Картина неимоверно пространна в рамках своих трех с половиной часов — и среди существующих монтажей фильма есть, как это ни удивительно, еще более долгие версии. Но наградить ленту прилагательными «затянутый» или «скучный» отважится разве что самый бесцеремонный зритель. Персонажи многочисленных, но не сливающихся в толпу подводников выписаны старательно, и их страх и клаустрофобия заражают смотрящего. Детализация исчерпывающа. Операторская работа, также беспрецедентная для своего времени, дает стопроцентное ощущение присутствия. Батальные сцены отсюда были многократно имитированы.
Да, «Лодка» затребует от вас терпения и времени, но потраченные усилия, не сомневайтесь, будут вознаграждены. Фильм был номинирован на шесть «Оскаров», а режиссер Вольфганг Петерсен оказался востребованным в Голливуде, где продолжил работать с водой в «Идеальном шторме» и ремейке «Посейдона». Но качественную высоту своей первой работы ему еще предстоит покорить вновь. «Лодке» суждено было стать одним из лучших антивоенных фильмов, в которых война показана мастерски, но без лишнего пафоса и героизма.
Совсем недавно нечто подобное грамотно пытался изобразить Клинт Иствуд в «Письмах с Иводзимы», хотя уместнее здесь, пожалуй, будут тональные сравнения с такими шедеврами, как «Апокалипсис сегодня» и «Охотник на оленей». Любители классики и фильмов-памятников, не пропустите.