Все за одного

23 июня 2005, 0:00
no image

Налоговая обещает крупные неприятности экспортерам, желающим поживиться за счет незаконного возмещения НДС. Разработанный налоговиками пакет законопроектов не дает шансов на возмещение НДС, если хотя бы одна фирма в цепочке продаж товара окажется фиктивной. Пострадать от новации налоговой могут и вполне законопослушные фирмы. Впрочем, законопроект может быть изменен после того, как ГНАУ услышит реакцию бизнеса на него.

«Если хоть одна фирма из «цепочки» не уплатит НДС, экспортер не получит возмещения», — грозно предупредил экспортеров первый зампредседателя ГНАУ Николай Катеринчук в ходе вчерашней пресс-конференции, посвященной презентации подготовленных ГНАУ законопроектов, направленных на борьбу с минимизацией налогообложения. По словам г-на Катеринчука, такая же участь постигнет экспортера, если хоть одно «звено цепи» окажется фиктивной фирмой.


Вообще-то, подобный механизм работает уже больше трех месяцев на основании соответствующих решений ВСУ, которые ГНАУ использует в качестве прецедентов. Теперь налоговики наконец-то решили внести необходимые изменения в законодательство (подробнее о законодательных инициативах ГНАУ см. «ЭИ» № 183).


Ускорить решение проблемы налоговую подтолкнули два фактора: требования инвесторов, звучавшие в ходе «мини-Давоса», и колоссальные масштабы злоупотреблений — только в этом году налоговая милиция пресекла 2500 попыток незаконного возмещения НДС на общую сумму 1,5 млрд. грн.


«Это делается исключительно в интересах честных экспортеров»,— подчеркнул г-н Катеринчук. У нечестных же экспортеров, по мнению зампреда ГНАУ, закон навсегда отобьет охоту заниматься «цепочками перепродаж с подставными фирмами» и заставит покупать товар у производителя. Какова будет реакция экспортеров на нововведение налоговиков, пока сказать сложно — опрошенные «ЭИ» юристы оказались не готовы «с ходу» комментировать новации, предложенные ГНАУ. Однако уже сейчас можно констатировать, что реализация инициатив, озвученных г-ном Катеринчуком, приведет к существенному изменению бизнес-процессов у большинства предприятий-экспортеров. Введение солидарной ответственности не страшно крупным экспортерам — у них достаточно сил и средств, чтобы контролировать своих поставщиков, да и экспортом такие предприятия занимаются напрямую, а не через посредников. Мелким и средним экспортерам придется значительно тяжелее — они не имеют реальной возможности проверять своих партнеров, и именно они зачастую закупают экспортируемую продукцию у посредников.


Корреспондент «ЭИ» напомнил г-ну Катеринчуку о совещании руководства ГНАУ с зернотрейдерами, в ходе которого экспортеры заявляли, что просто физически не в состоянии отследить всю цепочку перепродаж своего товара и не имеют ни малейшего желания «проверять на вшивость» всех своих контрагентов (см. «ЭИ» №180).


«Ни одного украинского зернотрейдера у нас сегодня нет», — подчеркнул в ответ зампред ГНАУ. И посетовал, что «иностранное происхождение» дает зерновикам возможность «ходить к Президенту с послами своих стран» и жаловаться на бедственное положение иностранных инвесторов в Украине, в то время как налоговики вынуждены распутывать цепочки перепродаж зерна и запутываться «на 500-м звене».


К зарубежным зерноторговым компаниям у налоговой целый букет претензий. В частности, г-н Катеринчук припомнил им декларирование третьего класса зерна как первого с целью получения большей компенсации из бюджета.


Да и вообще, по словам зампреда ГНАУ, «сейчас зернотрейдерами заявлено к возмещению столько, сколько никогда не экспортировалось». Для решения проблемы г-н Катеринчук предложил воспользоваться опытом Польши и снизить НДС для производителей сельхозпродукции до 7%. Напомним, сейчас селянам насчитывают «общие» 20%, но фактически эти деньги остаются им на развитие. В то же время агроэкспортеры относят эти 20% себе в качестве налогового кредита и в дальнейшем требуют гигантские суммы к возмещению из госбюджета. Г-н Катеринчук убежден, что Кабмин поддержал бы такую инициативу ГНАУ.


Нашел, что ответить зампред ГНАУ и на еще одно замечание, нередко высказываемое экспортерами: мол, мы не милиция, и если попытаемся покопаться в истории сделок своих контрагентов, они просто пошлют нас куда подальше.


«Предприятия работают на свой страх и риск и не должны перекладывать свои риски на государство»,— объяснил г-н Катеринчук новую философию налоговой. Таким образом, ГНАУ может существенно сократить количество проверок, ведь, по словам налоговика, если в России в год проводится несколько сотен тысяч проверок, то в Украине — целый миллион.


Первый зампред ГНАУ даже дал экспортерам несколько советов, как узнать побольше о своих контрагентах без применения «полицейских методов». Во-первых, надо внимательно изучить устав фирмы, узнать, кто является ее руководителем и кто имеет право подписи. Во-вторых, нужно убедиться, что фирма-партнер действительно зарегистрирована как плательщик НДС (такую информацию можно получить на сайте ГНАУ из официальной базы данных, которую налоговики обещают вскоре усовершенствовать). Наконец, партнера можно попросить показать платежки об уплате НДС.


Впрочем, предложенная налоговиками редакция закона еще не является окончательной. «Это только предмет для дискуссии, и текст может совершенствоваться, когда мы увидим реакцию бизнеса», — подчеркнул г-н Катеринчук. «Совершенствоваться» придется и самой налоговой: как признался г-н Катеринчук, честные принципы уплаты НДС «еще не нашли понимания» у всех работников ведомства на местах.


«В руководстве ГНАУ не берут взятки и не требуют нести деньги от налоговых инспекций. Надо такую практику распространить и на налоговые инспекции», — подчеркнул г-н Катеринчук. Как именно налоговики собираются «распространять практику», зампред ГНАУ не уточнил — кадровые вопросы находятся вне его компетенции.


 

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи