На прошлой неделе в рамках подготовки к «мини-Давосу» в Киеве прошел украинско-чешский бизнес-форум (см. «ЭИ» №180) с участием президентов Украины Виктора Ющенко и Чехии Вацлава Клауса. В тот же вечер перед отъездом в украинские «глубинки» (Одессу и Львов. — Ред.) директор Торгово-промышленной палаты Чешской Республики по странам СНГ Франтишек Масопуст поделился с «ЭИ» своим видением перспектив торгового сотрудничества двух стран.
— Ваш приезд в Украину — это туризм или бизнес?
— Это бизнес. Хотя если говорить откровенно, основная моя цель — это все-таки не заключение конкретных соглашений, а знакомство с ситуацией в Украине на месте. Чешские СМИ очень плохо информируют нас о событиях в вашей стране. Сегодня Украина уже не находится на первых страницах наших газет, как было полгода тому назад.
— Кто входит в состав делегации?
— Члены делегации вряд ли представляют чешскую олигархию. Это средний бизнес, золотая середина между крупным и мелким предпринимательством. Хотя самый мощный инвестор — «Шкода» — у вас уже работает. Ничего более крупного у нас уже нет (очень симптоматичный ответ. В результате рыночных преобразованный в Чехии так и не возник собственный крупный капитал, та же «Шкода» принадлежит немцам. — Ред.)
— Как Вы оцениваете взаимоотношения власти с бизнесом в Украине?
— В странах СНГ вопрос отношений власти и бизнеса важнее, чем в странах Западной Европы. Президенты никогда не делают бизнес, они закладывают ориентир развития. Кажется, г-н Ющенко этим и занимается… Во всяком случае, он обязан этим заниматься. Другой вопрос — бюрократия. Бюрократ, чех он или украинец, — это зверь, вечно мешающий хорошему делу. Или помогающий. Чем? А тем, что выполняет свою конкретную задачу. В срок и по плану. Вот вы внепланово убрали СЭЗы, и что теперь делать с инвесторами, которые на конкретных условиях вложили туда деньги? Все льготы — на ветер. Это не очень приятно. Нарушен этикет общения с инвестором. Теперь он потеряет деньги, закроет предприятие и вернется домой с обещанием никогда не возвращаться. Слух о нездоровом инвестиционном климате в Украине расходится по всему миру. Вам необходимо создать прозрачную систему принятия управленческих решений, чтобы было ясно, с кем решать вопросы. Чтобы такая система одинаково работала не только в Киеве, но и в других областях.
— Тем не менее Вы заявляете, что чешский бизнес заинтересован в Украине?
— В своем большинстве наши предприниматели сделали огромную ошибку в конце 90-х, когда переориентировали свой взор на рынок Западной Европы. Мы вовремя не сообразили, что этот рынок совсем новый для нас и уже давно заполнен. Многие предприятия развалились из-за отсутствия спроса на их продукцию в Западной Европе. Теперь чехи возвращаются в Восточную Европу, в Россию. После нашего ухода отсюда ваш рынок был занят американскими, французскими, немецкими, польскими конкурентами, нам теперь приходится отвоевывать свои бывшие позиции (о том, как это удалось сделать чешским строителям, см. «ЭИ» №182. — Ред.).
— А как Вы относитесь к перспективе прихода наших инвесторов на рынки Чехии?
— Деньги не имеют национальности. К тому же, где гарантия, что капитал немецкого инвестора не российского или израильского происхождения. Я поддерживаю открытость рынка. Барьера, существовавшего в наших умах по отношению к Востоку и постсоветскому пространству, уже нет. Год назад одна российская машиностроительная компания купила чешскую компанию, часть компании «Шкода». Этой сделкой нам удалось прорвать психологический и политический барьер — потенциальную угрозу денег с Востока. Не так давно все, что было из России, вызывало подозрения и опаску. Украинским инвесторам будет легче. Украина — не Россия. Украинский инвестор до боли напоминает немца. Он нам по политическим намерениям ближе. Если появится инвестор из Украины, пусть звонит. Мой мобильный у Вас есть (за моб. телефоном г-на Франтишека обращаться к корреспонденту «ЭИ». — Авт.).
— На встрече с чешским бизнесом Виктор Ющенко заявил о намерении увеличить до конца текущего года товарооборот между двумя странами до $1 млрд. За I квартал он составил $200 млн. Насколько реальны президентские амбиции?
— Цифры большие, это правда. Откровенно говоря, если бы нам удалось договориться с конкретными партнерами, может, чего и вышло бы… К примеру, не так давно фирма «Альта» (поставки комплексных технологий для машиностроительных заводов. — Ред.) подписала предварительный контракт с российским вагонозаводом на сумму EUR300 млн. У нас неплохая система финансирования экспорта — кредитование и страхование таких сделок по специальной процедуре.
— Виктор Ющенко заманивал вас новыми регистрационными «окнами» и таможенными послаблениями. Вы успели ощутить украинские новшества?
— Еще нет. Я не могу быть нереалистичным оптимистом, оценивая результаты действий украинской власти. Вы слишком нетерпеливы по отношению к собственному правительству. Создать условия для рыночной экономики достаточно сложно за 130 дней. Этого нельзя сделать и в течение года.
У нас была идентичная ситуация. В конце 1989 года своей «бархатной революцией» мы покончили с коммунистическим режимом. На начальном этапе перехода к рыночной экономике мы приняли огромное количество законов. А дальше, в течение двух-трех лет, только тем и занимались, что вносили к ним поправки. Естественно, мы делали ошибки. Многое не получалось. Сегодня-то мы уже знаем, как правильней было поступить. У вас сложнее. По уровню развития Украина отстает от Чехии лет на 15, от России — лет на пять минимум. Но все же у вас есть огромное преимущество. Вы можете смотреть на наши ошибки и учиться.
Чехия занимает 11 место среди украинских торговых партнеров в Европе. Между Украиной и Чехией действует 27 двусторонних межгосударственных и межведомственных соглашений. Общий объем чешских инвестиций в 2004 г. составил $44,6 млн. В Украине работает 308 предприятий с чешским капиталом.
ТПП по странам СНГ объединяет свыше ста чешских субъектов предпринимательской деятельности. Целью ТПП является поддержка экспорта и инвестиций предприятий Чешской Республики в страны СНГ.