Но грандиозность — это и есть то единственное, ради чего «На краю Земли» стоит посмотреть. Трилогия завершается (навсегда или на какое-то время — как покажет продюсерский компас) с голливудской помпой зрелищности, спецэффектов и чудовищной сценарной перегруженности при почти трехчасовом хронометраже, от чего у иного зрителя просто зарябит в глазах.
Выходя в прошлом году с «Пиратов-2», я лично был сильно разочарован, хотя действительно обожаю первый фильм. Продолжение, приготовленное режиссером Гором Вербински и продюсером Джерри Брукхаймером, казалось грозным, но неуклюжим голливудским Гулливером. Авторы почему-то решили копать и вширь, и вглубь одновременно — перетащив всех до единого персонажей из оригинала, они раскрутили маховик их приключений до столь внушительных оборотов, что кино не столько развлекало, сколько сокрушало зрителя. Но в картине по-прежнему был душка Джонни Депп в роли так полюбившегося всем взбалмошного чудака-пирата по имени Джек Воробей — его гримасничанье в совокупности с мощью бренда и ударило по кошелькам киноманов.
И «На краю Земли», не будучи автономной картиной, увы, перенимает недостатки предшественника — громоздкость, перенаселенность персонажами и рост масштаба (когда масштабней уже некуда). Но если «Сундук мертвеца» неистово разветвлял историю, то третьей части приходится ее неизбежно подытоживать, и это в конечном итоге под занавес возвращает сериалу интерес зрителя.
И пусть это не означает большую последовательность и вразумительность действа. Здесь постоянно и много кто-то кого-то подставляет. Новые слои сюжета — например, о взаимоотношениях пирата Дэви Джонса с морской богиней Калипсо и о пиратской ассамблее, на которой наконец-то появляется обещанный Кейт Ричардз в эпизодической роли папаши Джека,— долго и непрозрачно выкристаллизовываются. А герой Джонни Деппа даже при многократном делении на галлюцинации, какой бы остроумной ни была эта находка, здесь и вовсе сливается со всей толпой. Кажется, Вербински с Брукхаймером нашпиговали фильм каждой пришедшей в их головы идеей.
Если абстрагироваться от неразберихи и плыть по течению вместо въедливого следования каждому новому курсу, то «На краю Земли» действительно предлагает не банальную развязку, выбрасывая аудиторию практически на то место, где когда-то первый фильм подобрал ее. Во-вторых, украинский дубляж картины на этот раз на уровень лучше прошлогоднего фиаско, хотя и сделан в сущности теми же людьми. В частности, Воробья опять озвучивает Олег «Фагот» Михайлюта. В-третьих, техническая вышколенность во всем, начиная от панорам до постановки баталий, здесь неоспорима.
И хотя по случаю вполне уместен анекдот «я не страдаю манией величия, я ею наслаждаюсь», «Пиратам» скорее всего покорится еще один прокатный миллиард.