Вопрос: Для многих решение Центрального провода (ЦП) Народного Руха Украины (НРУ) о приостановлении вашего членства в партии стало неожиданностью. Почему это произошло?
Ответ: Тарасюк давно старался это сделать. Первый раз еще в начале декабря 2006 года он выносил на заседание ЦП вопрос о приостановлении моего членства. Тогда это предложение не набрало достаточного количества голосов. Может быть, он хотел меня таким образом припугнуть, чтобы я в своих выступлениях замолчал. Но я этого не сделал и не изменил свою позицию: если видел, что лидер партии делает что-то противоречащее основным принципам НРУ, то высказывался. Но, к сожалению, Борис Тарасюк критику совершенно игнорировал. Когда все же меня отстранили от НРУ, прозвучал знаковый комментарий Леонида Черновецкого, который сказал, что приветствует такой шаг. Господин Тарасюк сдерживал мои действия в вопросах, касающихся Киева. Оправдываясь, что у него очень хорошие взаимоотношения с нынешним киевским мэром, чуть ли не личная дружба. Тарасюк утверждал, что мне не надо делать радикальных заявлений с критикой в адрес Черновецкого. Когда же фактически в унисон произошло и мое изгнание из НРУ, и предложение партии сделать заявление по тарифам и ситуации, сложившейся в Киевсовете, мне стало абсолютно понятно, почему Тарасюк блокировал все мои инициативы.
В: Кто-то из руховцев пытался препятствовать этой инициативе Тарасюка?
О: На заседании ЦП против голосовал лишь народный депутат Степан Давимука. Среди двух воздержавшихся был Николай Горынь. Позднее он сказал мне, что хочет оставить все руководящие должности в НРУ, потому что в такой команде ему очень тяжело работать.
Не представляю, как мне дальше общаться с людьми, проголосовавшими за мое изгнание. Хотя остались несколько человек, которые после заcедания или пытались объяснить свою позицию, или попросту не приехали на заседание ЦП, чтобы в этом всем не участвовать.
В: Способен ли Борис Тарасюк добровольно оставить пост главы НРУ?
О: Вы же видели его позицию по Министерству иностранных дел. Меня до последнего дня перед заседанием ЦП убеждал коллега Николай Куйбида, что надо сесть за стол переговоров вместе с Тарасюком. Но как я могу идти с ним на попятную, если этот человек ради своих личных амбиций уговаривал депутатов от НРУ не поддерживать кандидатуру Арсения Яценюка на пост главы МИД? Выходит, что во всем парламенте только наша группа и проголосовала против его назначения. Может быть, Тарасюк хочет повторить путь Анатолия Кинаха: выдвинет в 2009 году свою кандидатуру на пост президента и, получив свои 0,7%, попытается при определенных договоренностях стать министром иностранных дел. Или занять какой-либо иной пост. Мне кажется, что в свое время Виктор Ющенко сделал большую ошибку, собрав возле себя людей типа Кинаха и Мороза. Уверен, что те, кто голосовал за Ющенко в третьем туре президентских выборов, так или иначе голосовали бы за него и без союза с Кинахом и Морозом.
В: Одной из причин, по которой было приостановлено ваше членство в НРУ, вы назвали свое твердое негативное отношение ко вступлению «НУ» в антикризисную коалицию. Борис Тарасюк рассматривал такую возможность?
О: Это нетрудно доказать, прочитав его интервью за август 2006 года. И вы убедитесь, что еще тогда он ратовал за работу в широкой коалиции. Это ему не позволила сделать жесткая позиция нескольких депутатов из НРУ, в том числе и вашего покорного слуги. Наше решение потом фактически и послужило основой для решения «НУ» о переходе в оппозицию. К сожалению, от заявления о переходе в оппозицию до подписания заявления о совместной деятельности с БЮТ прошло очень много времени.
В: Насколько легко Тарасюк пошел на подписание соглашения с БЮТ?
О: Он не выполнил решение ЦП, когда мы его обязали подписать соответствующий договор между НРУ и БЮТ о совместной оппозиционной деятельности. Мы его должны были подписать еще 12 января. Думаю, что он попросту испугался и не пришел на подписание соглашения, после этого не сделал ровным счетом ничего, чтобы НРУ смог бы стать реальным субъектом переговорного процесса. Вследствие чего мы потеряли свое «я» как политическая партия, растворившись в составе «НУ».
В: В связи с назначением перевыборов в парламент будет ли доведена до реализации идея создания блока «Украинская правица», о которой давно твердят и в НРУ, и в Украинской народной партии?
О: Еще зимой на заседаниях двух совместных политсоветов УНП и НРУ я увидел, что за всеми красивыми словами об объединительном процессе стоит только одно — кто возглавит объединенную партию и займет в ней руководящие должности. Выходит, что здесь важны не идеология, не методы отстаивания идеологических принципов, а место конкретного человека в будущем. У УНП была более демократичная позиция: провести тайное голосование по принципиальным вопросам руководства объединением. У нас же начинали просчитывать варианты и опасаться, что таким образом Тарасюк может и не стать лидером «Украинской правицы».
В: Как продвигается рассмотрение в КС вопроса по закону «О приватизации «ММК им. Ильича»? Владимир Бойко в одном из недавних интервью обвинил вас в недоброжелательности по этому вопросу. Кроме того, он утверждает, что к этой теме каким-то образом причастна Юлия Тимошенко.
О: Я, с одной стороны, понимаю Владимира Семеновича. Он «под себя забрал» без чистой приватизации второй комбинат в Украине стоимостью в несколько миллиардов долларов. Понятно, почему он волнуется. Действительно, этот вопрос КС начал рассматривать еще в старом составе в 2005 году, когда главой правительства была Юлия Тимошенко. И тогда профильные министры выражали свое негативное отношение к процедуре приватизации комбината, которая фактически не была проведена. По моей информации, судья-докладчик по этому вопросу уже подготовил проект решения, которое говорит о неконституционности закона о приватизации комбината. Но понятно, что это лишь проект постановления. Реально же решение будут принимать все 18 судей КС, так что поживем — увидим.
Михаил Александрович Поживанов родился 12 апреля 1960 г. в Днепропетровске. В 1977-1982 гг. учился в Московском институте стали и сплавов по специальности «Металлургия черных металлов». В аспирантуре этого же института в 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию. Затем работал помощником, заместителем начальника кислородно-конверторного цеха комбината «Азовсталь». С сентября 1991 г. по апрель 1994 г. возглавлял ЧП «Азовтехна». Окончив докторантуру Национальной металлургической академии (Днепропетровск), в 1994 г. защитил докторскую. 1994-1998 гг. — председатель Мариупольского горсовета и мэр Мариуполя. С 1998 г. — глава Фонда муниципальных реформ «Магдебургское право». 1999-2005 гг. — зампред КГГА. Народный депутат II, IV и V созывов ВР. Женат. Воспитывает троих сыновей.