Эксперты прогнозируют, что в течение этого года мировые цены на золото будут колебаться в пределах $400-500 за тройскую унцию. Нестабильность курса доллара и повышенные инфляционные ожидания увеличивают инвестиционную привлекательность золота в мире. А вот в Украине такая тенденция не наблюдается, даже несмотря на снижение стоимости «зеленых». Спрос со стороны ювелиров тоже под угрозой, в связи с изменившейся налоговой политикой государства. Так что отдельные украинские банки — крупнейшие операторы на рынке золота — уже отмечают снижение продаж.
Результаты работы отдельных украинских банков на наличном рынке золота в текущем году пока крайне противоречивы. Тем более что банки, как обычно, отказываются декларировать конкретные цифры. Так, в Брокбизнесбанке заявляют о снижении объема продаж золотых слитков с начала года на 40% по сравнению с первым кварталом 2004 г. А в Правэкс-Банке бодро рапортуют об увеличении продаж банковских металлов в два раза. ВАБанк ограничился расплывчатой информацией о том, что «они были сопоставимы с показателями прошлого года». А вот «Аваль», как оказалось, вообще прекратил операции с золотыми слитками. Точную причину такого решения в банке не назвали, однако можно предположить, что золотой бизнес для «Аваля» стал недостаточно рентабельным.
Несмотря на разнобой в результатах, банкиры уверены, что объем рынка наличного золота в этом году будет не меньше, чем в прошлом (около 10 т), а при благоприятных условиях может даже и вырасти. Объективно увеличение спроса на наличное золото будет диктовать ювелирная промышленность. На ювелиров приходится, по разным оценкам, от 70% до 90% наличного рынка золота. Но и здесь не все гладко.
«Большая часть ювелиров — мелкие предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения,— говорит Юрий Топтыгин, начальник управления операций с банковскими металлами Брокбизнесбанка.— Переведение их на общую систему налогообложения приведет к тому, что часть предприятий будет вынуждена закрыться, а другая часть — попросту уйти в тень (новые правила налогообложения для ювелиров вступают в действие с 1 июля — см. подробнее «ЭИ» №142.— Авт.)».
Среди факторов, неблагоприятно влияющих на активность рынка, остается и проблема таможенной пошлины. Банки продолжают борьбу с таможенниками, но толку от этого пока мало. Так, 30 марта этого года по иску Брокбизнесбанка Соломенский районный суд признал решение о взимании таможенной пошлины при ввозе банковских металлов незаконным. «Мы с этим решением суда, а также с аналогичными разъяснениями Минюста, Комитета по финансам и банковской деятельности и Нацбанка пошли к начальнику Бориспольской таможни. Он с нами согласился — дал разрешение не платить пошлину. Но инспектор отказался слушать своего начальника, позвонил в главное управление Таможни, переговорил там с начальником отдела и «снял» с банка деньги»,— возмущается г-н Топтыгин. Банкиры не оставляют надежд, что изменения к Закону «О едином таможенном тарифе», освобождающие от уплаты ввозной пошлины помимо иностранной валюты и банковские металлы, все-таки будут приняты в течение этой сессии ВР.
Участники рынка отмечают усиление конкуренции на нем. Появляется все больше новых игроков, которые пытаются перетянуть клиентов за счет снижения цен и порой даже демпинга. Такая тактика довольно эффективна. «Психология ювелира такова, что он реагирует на малейшие колебания цены и зачастую готов из-за разницы в цене на пять копеек уйти в другой банк»,— объясняет Владимир Пищаный, и. о. начальника управления банковских металлов ВАБанка. Ценовая война и перебежки клиентов понижают доходность операций со слитками для крупных игроков.
Снижение рентабельности наличных продаж заставляет банки возлагать все большие надежды на безналичные операции с желтым металлом. Банкиры отмечают возрастание интереса к ним, но о приближающемся буме говорить пока еще очень рано. «По объемам рынок безналичных операций с золотом пока не оправдывает наши ожидания. Я думаю, что основная причина — новизна данного инструмента. Клиентам еще нужно время, чтобы его изучить»,— говорит Владимир Пищаный.
Повышенные инфляционные ожидания и понижение курса доллара не приведут к значительному увеличению спроса на золото со стороны физлиц. «В Украине золото не пользуется достаточной популярностью как средство спасения сбережений от инфляции. Тем более что население еще не «бито» обвалами инвалюты»,— говорит Юрий Топтыгин. Пока же оценивать безналичный рынок можно только в перспективе. «В мировой практике инвестиционный потенциал золота оценивается как 5-15% объемов активов, «предрасположенных» к размещению в золото. В Украине такими активами являются как минимум долгосрочные депозиты в иностранной валюте, объем которых на сегодняшний день составляет около $3 млрд. Т. е. теоретически инвестиционные вложения в золото в Украине на сегодняшний день могли бы составить не менее $150 млн. или 10-12 т золота по текущим мировым ценам»,— делает прикидки директор департамента по работе с банковскими металлами Правэкс-Банка Олег Матлинг. «Сейчас же в безналичное золото инвестировано не более $10 млн. Вот вам и потенциал роста инвестиций»,— подытожил эксперт.