Гран-при в Лондоне — борьба до последней пешки

no image

Старт первого турнира Гран-при по шахматам в Лондоне оказался весьма напряженным. И пусть никого не вводит в заблуждение малое число побед — всего 6 из 24 в первых четырех турах. Все партии (практически без единого исключения) проходят в наряженной и упорной борьбе, как говорится, до последней пешки.

Уже в первом туре украинец Василий Иванчук лишь на 110-м ходу отпустил с миром азербайджанца Шахрияра Мамедьярова, игравшего белыми. Четко разыграв защиту Нимцовича, львовянин легко уравнял игру. Вскоре партия перешла в эндшпиль, где Василию удалось выиграть пешку. Но героической обороной Шахрияру удалось удержать позицию.

В партии американца Хикару Накамуры с Борисом Гельфандом из Израиля на бумаге предпочтение отдавалось Накамуре. Во-первых, он играл белыми, во-вторых, его рейтинг почти на 50 пунктов больше, чем у Бориса. К тому же всем известен боевой характер американца. Но боевитости не занимать и Гельфанду. Уже первым ходом он показал, что тоже жаждет встречный бой, избрав сицилианскую защиту. Черным удалось получить удобную позицию, а вот белые стали сбиваться с правильного пути. В возникшем окончании с разноцветными слонами можно было увидеть наглядную разницу между одноименными фигурами соперников. Слон Гельфанда не только цементировал позицию, но и активно участвовал в атакующих действиях. Напротив, его белый оппонент довольствовался ролью наблюдателя. Это и предопределило исход поединка. Гельфанд одержал заслуженную победу.

Мирно разошлись болгарин Веселин Топалов с россиянином Александром Грищуком, узбекский гроссмейстер Рустам Касымжанов с венгром Петером Леко, кубинец Леньер Домингес с голландцем Анишем Гири, китаец Ван Хао с англичанином Майклом Адамсом. Кстати, Майкл был включен в турнир в последнюю минуту. Он заменил россиянина Петра Свидлера, который по семейным обстоятельствам вынужден был отказаться от турнира в Лондоне. Правда, в следующих этапах Свидлер уже будет играть, а Адамс — нет. Но надо сказать, что Майкл турнирной каши не испортил, его высокий класс вполне под стать остальным участникам.

Во втором раунде пострадавшим оказался Иванчук. По жребию ему выпало вторую партию подряд играть черными. И вновь он успешно справился с дебютными проблемами. На сей раз, играя с Леко французскую защиту. Партия перешла в эндшпиль с небольшим преимуществом у Петера. И  непонятно, что произошло с Василием — то ли он расслабился, считая, что сделает ничью как угодно, то ли решил сыграть на цейтнот соперника, но львовянин допустил пару ошибок, после чего спастись было уже невозможно. Касымжанов отлично разыграл белыми актуальный вариант староиндийской защиты против Накамуры, и казалось, вопрос лишь в том, сможет ли американец спастись. Но ближе к контролю времени Рустам потерял нить игры и упустил не только перевес, но и ничью. Победа стала наградой Накамуре за его феноменальную цепкость и упорство.

Вничью сыграли: Адамс — Мамедьяров, Грищук — Домингес, Гельфанд — Топалов и Гири — Ван Хао.

На следующий день после обидного поражения Иванчук играл белыми подчеркнуто аккуратно против Адамса. Он получил небольшой перевес, но его оказалась недостаточно, чтобы пробить оборонительные устои такого мастера защиты, как англичанин,— ничья. А вот в партии Мамедьяров — Гири случилась беда. Шахрияр столь стремительно атаковал соперника, что тот, допустив ошибку на 13-м (!) ходу, уже не смог сдержать натиск белых и капитулировал уже на 21-м ходу.

До самого конца держала зрителей в напряжении встреча Накамура — Леко. Несколько невыразительный дебют с избытком был компенсирован ярким ладейным эндшпилем. Хакиру, завладевший единственной открытой линией, тонко переиграл соперника. Он довел дело до технически выигранной позиции, которую компьютер оценивает «мат в столько-то ходов». Но человек — не компьютер. И на шестом часу игры уставший Накамура делает единственный невыигрывающий ход. Воспрявший духом Леко больше уже не ошибается и доводит партию до ничьей.

Что ж, когда-то Накамура в ответ на вопрос, как он относится к творчеству седьмого чемпиона мира Василия Смыслова, ответил: «А кто это такой?» И вот — бумеранг бравады. Незнание классики, в частности, теории элементарных окончаний, привело Хикару к потере важнейших пол-очка. К мирной гавани причалили Топалов с Касымжановым, Ван Хао — с Грищуком и Домингес — с Гельфандом.

В четвертом туре образовался единоличный лидер. Им стал Гельфанд. Впрочем, царский подарок сделал ему Ван Хао. Всю партию китаец черными стойко держал оборону, но когда до желанной ничьей было рукой подать, представитель Поднебесной совершил грубейший промах, после чего мат черному королю стал неотвратимым. Эта партия, как и встреча Накамуры с Леко, прекрасно пополнит второе издание книги Марка Дворецкого «Трагикомедии в эндшпиле».

В хорошем стиле взял верх Грищук (белые) — над Мамедьяровым. А вот Иванчук, к сожалению, не довел до победы хорошо складывавшуюся для него партию с Гири. Играя черными, Иванчук инициативно разыграл защиту Грюнфельда. Но, получив перевес, не воспользовался выгодами своей позиции, после чего согласился на ничью. Так же как и Накамура — с Топаловым, Леко — с Адамсом и Касымжанов — с Домингесом.

После четырех туров положение таково: 1. Гельфанд — 3 очка; 2-3. Грищук, Леко — по 2,5; 4-8. Мамедьяров, Накамура, Домингес, Топалов, Адамс — по 2; 9-12. Ван Хао, Гири, Иванчук, Касымжанов — по 1,5.

Сегодня на турнире выходной день.


Все статьи