Апокалиптические пророчества о том, что во время саммита Большой Двадцатки (Great Twenty) в японской Осаке 28-29 июня сего года Украину «сдадут» и/или «сольют» в результате некоей «сделки» между Москвой и Вашингтоном, не оправдались. Более того, во время встречи Трампа и Путина об Украине хоть и говорили, но не слишком много.
Отметим, что только эта встреча и только лидеров США и России могла как-то серьезно повлиять на Украину, поскольку остальным во время саммита G20 до Украины, похоже, вообще особого дела не было. И это в целом есть хорошо! Подогревавшиеся так называемыми порохоботами опасения о том, что «без нас за нас что-то решат», которые все же имели основания, оказались напрасными, поскольку в мире есть проблемы поважнее, чем Украина.
Таковыми более важными, прежде всего, для Трампа и Путина проблемами оказались Иран, Сирия и даже совершенно далекая и мало кому понятная у нас Венесуэла. И только после этого в списке обсуждавшихся вопросов значится Украина.
Об этом свидетельствует официальное сообщение Белого Дома.
Кроме того, есть архиважная тема нового договора об ограничении ядерных вооружений, еще одной стороной которого Вашингтон, кроме себя и Москвы, как это было ранее, видит Китай. А еще есть проблема американо-китайской торговой войны, которая может привести к глобальному экономическому кризису, но по результатам саммита G20 в Осаке была на время приостановлена для переговоров Вашингтона и Пекина.
Наконец, есть проблема Северной Кореи и ее ядерного разоружения. Именно с Ким Чен Ыном Трамп встречался прямо после саммита в Осаке. Трамп радостно назвал эту встречу важной и результативной, но такая характеристика результатов вызывает серьезные сомнения.
Словом, в мире хватает проблем и без Украины, которая, повторим, хоть и обсуждалась, но была отодвинута на задний план. Но все же вопрос Украины поднимался, о чем ниже.
Как Пу и Тра в японской Осаке встречались
Впечатление от встречи Трампа и Путина сложилось двоякое, как говорили на уроках марксизма-ленинизма, «диалектически противоречивое».
С одной стороны, это была первая неплохо подготовленная встреча этих двух персонажей, во время которой они пытались найти общий язык и даже понравиться друг другу, отпуская комплименты.
Впрочем, в комплиментах больше преуспел Трамп. Американское издание «Washington Examiner» в кричащем заголовке сообщило, что Трамп назвал Путина «great guy and terrific person», что можно перевести как «крутой пацан и потрясающая личность». И действительно, Трамп сделал подобное заявление для российского государственного телеканала «Россия 24».
Обращает на себя внимание тот факт, что Трамп, оставаясь в душе коммерсантом, сделал упор на развитие торгово-экономических отношений с Россией, которую он, наряду с Америкой, назвал «великой державой». Этим он явно польстил «московским товарищам», поскольку после развала СССР, который действительно относился к категории великих держав, величие России долго и заслуженно ставилось под сомнение.
С дипломатической точки зрения многие экспромты Трампа по части комплиментов в адрес Москвы и лично Путина вызвали целый ряд вопросов. Но здесь следует помнить две вещи. Во-первых, Трамп – явно выраженный «хозяин своего слова» в том смысле, что сразу после восторженных отзывов о каком-либо лидере или стране он может в твиттере угрожать им страшной карой или атомной войной. Во-вторых, Трамп – не политик и, тем более, не дипломат, а потому его поведение очень часто вообще ни в какие протоколы не вписывается, и американским дипломатам очень часто приходится всячески сглаживать впечатления и последствия его «экзерсисов».
В Москве были более сдержанными и дипломатичными в оценках результатов встречи Путина с Трампом, но также не скрывали своего удовлетворения тем, что «жизнь налаживается», в смысле налаживаются взаимоотношения с Америкой.
Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что «стороны подтвердили достигнутые ранее договоренности и желание обсуждать широкий спектр вопросов».
«Настрой очень хороший, атмосфера конструктивная. Подтверждено и даже инициировано желание обсуждать широкий спектр от экономики до стратегической стабильности. Мы обозначили подтверждение наших инициатив, которые в этих вопросах были представлены в Гамбурге и в прошлом году в Хельсинки. Президент Трамп сказал, что его сотрудники, которые присутствовали на беседе, будут иметь поручение заниматься этими вопросами со своими московскими коллегами», – заявил Лавров в эфире канала «Россия24».
А помощник российского президента Юрий Ушаков, сказал, что Владимир Путин пригласил Дональда Трампа посетить Москву на празднование 75-летия победы в Великой Отечественной войне в мае 2020 года. По словам Ушакова, президент США отреагировал позитивно.
Стало известно, что президент Франции Эммануэль Макрон также с энтузиазмом откликнулся на приглашение Путина посетить празднование 75-летия Победы 9 мая 2020 года.
Напомним, что в 2015 году мировые лидеры проигнорировали приглашение посетить празднования 70-летия Победы из-за агрессии Москвы в Украине и в знак солидарности с Украиной. Как видим, многое за четыре года поменялось, причем не в нашу пользу…
Кстати, от встречи с Путиным на предыдущем саммите Большой Двадцатки в Бразилии в конце 2018 года Трамп отказался, в том числе из-за пленения наших моряков в Керченском проливе, куда их преступно направил Порошенко. Прошло чуть более полугода, наши моряки все еще находятся в московском плену, где им «шьют» большие сроки за «незаконное пересечение границ» Крыма, напомним, анненксированного у Украины. Но Трамп круто изменил своих взгляды на жизнь, и теперь считает возможным не просто встретиться с Путиным, но и рассыпаться в комплиментах к нему. Таковы они, пресловутые западные «стандарты» и «ценности»…
Впрочем, далеко не все даже в России оценивают встречу Трампа и Путина так уж положительно. Например, российский комментатор-международник Федор Лукьянов полагает, что Трампу и Путину, собственно, США и России, говорить особо не о чем, поскольку отсутствует взаимная повестка дня.
«Нет ясной обрисованной повестки дня. И хотя раз за разом со скрипом и трудом эти встречи организуются, но результата от них нет никакого. Так было и в Гамбурге, так было и в Хельсинки, думаю, так будет и сейчас. И то, что встреча продолжалась 1 час 20 минут, об этом и свидетельствует – не о чем говорить», – заявил Лукьянов в российском издании Forbes.
«Украина Трампа явно не интересует. По Сирии что-то обсуждается, но речь идет об очень конкретных вопросах безопасности в Сирии и Израиле», – аргументирует Лукьянов свое мнение.
Возможно, Лукьянов, являющийся в России далеко не последним интеллектуалом, слишком сгущает краски, поскольку некоторых договоренностей достигнуть удалось. Прежде всего, США и Россия договорились о дальнейшей разработке системы контроля над оружием массового поражения, поскольку и Россия, и США вышли из договора о ракетах средней и меньшей дальности, а договор об ограничении стратегических наступательных вооружений находится на грани разрыва. Вашингтон настаивает, чтобы третьей стороной будущего договора стал Китай, Москва с этим согласна, но пока непонятна позиция Пекина.
Как и следовало ожидать, позиции Москвы и Вашингтона по Ирану и «Северному потоку – 2» абсолютно противоположны. Москва не отказывается от поддержки Тегерана, Европа также устраняется от «наезда» Америки на Иран, и в этом вопросе Трамп остается в одиночестве. Точно так же в вопросе газопровода Россию поддерживает старая Европа.
Зато северокорейский диктатор Ким Чен Ын пошел на очередной контакт с Трампом после встречи с Путиным во Владивостоке, и здесь Москва и Вашингтон действуют сообща.
Слухи о том, что Трамп якобы «сдал» Сирию Москве и Турции, пока не подтверждаются. Но Трамп согласился с закупкой Анкарой российских систем ПВО С-400. Кроме того, Трамп пока что отказался от требования устранить немедленно от власти Асада. Другое дело, что американская политическая система не даст Трампу возможность полностью отказаться от присутствия в Сирии, отдав ее Москве.
Украина «за скобками»
Возникает вопрос: некоторое потепление отношений между Вашингтоном и Москвой – это хорошо или плохо для Украины? Однозначного ответа нет, как нет и окончательного понимания того, о чем Трамп и Путин говорили конкретно в отношении Украины.
По ряду сообщений СМИ, на этих переговорах Украина была вынесена за скобки. Действительно, в составе делегации США не были замечены специалисты по Украине.
Во всяком случае, пока не подтвердились апокалиптические предсказания на тему «большой сделки» Москвы и Вашингтона, в результате которой произойдет «слив» Украины в пользу Москвы в обмен на решение в пользу США конфликтов в Иране или Венесуэле, где, как считается, Москва имеет большое влияние.
Прежде всего, трудно себе представить, чтобы иранские аятоллы сдались Америке в результате уговоров Москвы, собственно, любых уговоров. Это даже не фантазия, а просто бред. К тому же Москве очень нужен Тегеран для влияния в ближневосточном регионе, прежде всего в Заливе, являющемся одним из важнейших источников нефти и, соответственно, формирующем цены на нефть в мире, а здесь прямой интерес Москвы.
Не менее сложно с Венесуэлой, которая, как и почти вся Латинская Америка, пропитана антивашингтонскими настроениями по причине многолетней неоколониальной политики США в этом регионе. У нас слишком упрощают ситуацию в этом регионе, где антиамериканизм является modus vivendi, причем без всякой Москвы, которая этим лишь пользуется. И если даже Москва имеет влияние на верхушку венесуэльского режима Николаса Мадуро, то уж никак не на широкие народные массы, настроенные антиамерикански как с покойным Чавесом и Мадуро, так и без них. Все это к тому, что, даже если из Москвы, которая вложила в венесуэльскую нефть, по некоторым оценкам, 17 млрд долларов последует команда сдаться на милость Вашингтону, то из этого ничего не получится из-за настроя широких масс.
Дебатировавшаяся в СМИ американо-российская сделка в формате: «Москва уходит из Венесуэлы, а Вашингтон отдает Украину Москве», также является не более чем истеричной фантазией. Для США ослабление влияния в Украине будет поражением, равно как для России – уход из Венесуэлы. Политические системы Америки и России просто не дадут возможность Трампу и Путину совершить такой обмен.
Более того, представляется, что чем меньше мировые гегемоны озабочены Украиной, тем лучше для Украины. Исторические прецеденты, подтверждающие правильность этой мысли, имеются. Ведь в Украине уже пять лет идет война, конца ей не видно, равно как не видно подвижек в заключении мира хоть на каких-нибудь условиях.
Нечто подобное было в 1990-х годах в бывшей югославской республике Боснии и Герцеговине. Тогда американцы и лично Билл Клинтон на военной базе в Дейтоне чуть ли не насильно усадили за стол переговоров тогдашнего президента Сербии Слободана Милошевича, президента .орватии Франьо Туджмана и лидера боснийских мусульман Алию Изетбеговича. Американцы провели границы размежевания и буквально принудили указанную троицу с ними согласиться, подписав Дейтонские соглашения. Так возникла конфедерация Боснии и Герцеговины, существующая по сей день под протекторатом и при военном участии западных государств. И хотя мир там кое-как восторжествовал, налицо полнейшая утрата страной независимости и суверенитета, фактически марионеточный характер современной Боснии и Герцеговины.
Очень не хотелось бы такой судьбы для Украины, а потому мы сами должны найти способы и пути урегулирования конфликта хотя бы на Донбассе, поскольку Крым – это отдельный вопрос. Посему чем меньше мировые гегемоны озабочены Украиной, тем, на самом деле, лучше. Если Украину перестают вспоминать по поводу и без оного, это в реальности может быть очень даже неплохо.