Политика

Предчувствие мировой войны. Зачем Путину понадобилась Ливия

Информация о том, что Москва размещает свои войска теперь еще и в Ливии, заставила отвлечься от кровавого сирийского конфликта и обратить внимание на североафриканскую страну, в которой также с 2011 года идет отягощенная иностранным вмешательством гражданская война, правда, не столь интенсивная и кровавая, как в Сирии.

Внимание к Ливии в очередной раз приковала тревожная статья в британской газете «The Sun». В материале со ссылкой на британские спецслужбы утверждается, что едва ли не важнейшей целью Москвы в Ливии является контроль над нелегальной миграцией беженцев из Африки, чтобы получить таким образом рычаг давления на Европу. Такая постановка вопроса вполне правомерна, особенно, если учесть растущую опасность «мигрантского цунами» для Европы, что, кстати, стало одной из причин выхода Британии из ЕС.

Запад и Россия в ливийском конфликте

Однако представляется, что Кремль преследует более обширные и глубокие геополитические цели. Напомним, что не Москва, а именно Запад, точнее, ряд западных лидеров, способствовали разжиганию конфликта в Ливии, в результате чего она фактически перестала существовать как государство. Вследствие падения режима Каддафи и последующего конфликта Россия потеряла военные и нефтяные контракты на сумму около 4 млрд долларов и теперь намерена вернуть утраченное сторицей.

Действительно, именно западная интервенция способствовала нынешнему развалу Ливии. Особо активничал тогдашний президент Франции Николя Саркози. В СМИ неоднократно называлась причина этой активности. Во время своей избирательной кампании в 2007 году Саркози принял в свой избирательный фонд крупную сумму от Каддафи в обмен на обещание содействовать снятию международных санкций с Ливии. Таким образом, инициируя военное вмешательство, Саркози якобы стремился замести следы. И похоже, версия начала подтверждаться. В марте 2018 года Саркози был задержан полицией и помещен под арест по обвинению в незаконном финансировании избирательной кампании и получении через посредников миллионов евро от Каддафи.


Николя Саркози, президент Франции в 2007—2012 годах. и Муаммар Каддафи, глава Ливии в 1969—2011 годах

Иностранное военное вмешательство оправдывалось резолюцией Совета Безопасности ООН от 18 марта 2011 года № 1973. Путин назвал военное вмешательство западной коалиции «крестовым походом», а также «огромной ошибкой» Запада и лично Барака Обамы. Но есть интересная деталь: при голосовании за резолюцию о военном вмешательстве Россия, наряду с Китаем и рядом других стран, воздержалась. Хотя, будучи постоянным членом Совбеза ООН, Москва имела возможность заблокировать принятие резолюции. Вряд ли бы это остановило Запад, но делигитимизировало бы военное вмешательство. С учетом того, что с падением режима Каддафи Москва, повторим, понесла большие потери, понять резоны России трудно. Возможно, Путин тогда еще пытался заигрывать с Западом, поскольку именно в то время прозвучало его нашумевшее предложение о «единой Евразии от Лиссабона до Владивостока», а потому решил не препятствовать вмешательству Запада в Ливию. Но возможно, в Кремле уже тогда просчитали крайне пагубные последствия хаоса в Ливии для Запада, прежде всего, для Европы, которая захлебывается от беженцев из Африки и Ближнего Востока, а Ливия Каддафи была своеобразным барьером на пути миграции.

Понеся существенные потери из-за падения режима Каддафи, сейчас Москва стремится воспользоваться в своих целях нынешним хаосом в Ливии.

Британское издание «The Sun» обращает внимание на то, что Россия перебрасывает в Ливию спецназ и подразделения Главного разведуправления Генштаба (ГРУ), которые будут готовить бойцов для армии местного военного и политического деятеля Халифы Хафтара. Фельдмаршал Хафтар и его Национальная армия Ливии поддерживают парламент – Палату представителей Ливии (Меджлис), расположенный в Тобруке, в восточной части страны, имеющей историческое название Киренаика. Меджлис был избран в 2014 году при крайне низкой явке избирателей, что изначально поставило вопрос о его легитимности. Меджлис был признан многими государствами, но затем в глазах Запада утратил легитимность.


Халифа Хафтар, ливийский фельдмаршал

По информации «The Sun», Москва под прикрытием подразделений частной военной компании (ЧВК) Вагнера создала в Тобруке и Бенгази в зоне контроля Хафтара военные базы, снабдив их зенитно-ракетными комплексами С-300 и противокорабельными ракетными комплексами «Калибр» для прикрытия баз с воздуха и моря. Причем переброска техники и войск происходит уже несколько месяцев.

Who is who in Libya

Хафтар и его войско противостоят Правительству национального единства во главе с Президентским советом под руководством премьер-министра Фаиза Сараджа. Правительство имеет свои вооруженные формирования и базируется на западе страны, в столице Триполи, расположенной в исторической области Триполитании. Этот орган был создан в 2016 году при содействии ООН и пользуется поддержкой Запада. В то же время, очевидно, этот орган также является нелегитимным, поскольку он не избирался демократическим путем.

Кроме того, в стране действует целый ряд других вооруженных формирований, в частности, «Бригады Мисураты» и «Бригады Зинтана», террористы Исламского государства и другие. Некоторые их них воюют против всех, другие выступают на стороне Триполи или Тобрука, а третьи мечутся между теми и этими. В целом, ситуация в стране крайне сложная, однозначной оценке не подлежит, но вдаваться в эти подробности не будем.

Следует отметить, что ни Тобрук, ни Триполи не являются легитимной властью. В Ливии сейчас вообще нет никого легитимного. ООН и международные правозащитные организации обвиняют Хафтара и аффилированное с ним правительство в Тобруке в нарушении прав человека, пытках, нечеловеческом обращении. Но точно в тех же грехах обвиняются и другие группировки в Ливии, включая правительство в Триполи, которое точно так же нельзя считать правительством, как аналогичное формирование в Тобруке.

К тому же налицо типичное для Ливии уходящее корнями в историю соперничество восточной Киренаики и западной Триполитании. Третья, южная историческая область Феццан не имеет столь значительных политических амбиций и является совокупностью разрозненных племен, часто враждующих и имеющих доарабское, преимущественно берберское, происхождение.

Берберы (кабилы, амазиги, туареги и др.) – древнейшая группа народов Северной Африки, включая Сахару и Сахель. Некоторые исследователи относят берберов к европеоидной расе. С VII века подвергались арабизации и исламизаци, а с XVI века с приходом Османской империи – тюркизации. Несмотря на это берберы, в частности туареги, сохранили элементы своей культуры, например матриархальные отношения при поверхностном исламе. Сохранилась и аутентичная древнеливийская письменность, восходящая, по некоторым данным, к финикийскому фонетическому письму, причем в тайны этой письменности посвящаются преимущественно женщины, которые у туарегов обычно являются более грамотными и образованными, чем мужчины. Кстати, убиенный Муаммар Каддафи по этническому происхождению был в значительной мере бербером, а потому покровительствовал туарегам и формировал из них элитные подразделения своей армии.

Если судить по публикациям в западных СМИ, которые перепечатываются в Украине, то имеет место такая себе черно-белая, едва ли не манихейская картинка. Москва в целях получения рычага влияния на Европу поддерживает «плохих парней», руководимых Хафтаром, который, в свою очередь, противостоит «хорошим парням», поддерживаемым Западом. На самом деле все намного сложнее…

Прежде всего, отметим, что в Ливии, как и в Сирии, имеет место банальное соперничество влиятельных государств и их объединений за рынки сбыта и сферы влияния. Потенциально это чревато перерастанием в глобальный конфликт.

В первом приближении, налицо противостояние России и Запада. Но среди западных стран также имеет место соперничество.

По информации западных СМИ, в Ливии существуют противоречия между Италией и Францией. Франция поддерживает Хафтара и правительство в Тобруке. Италия на стороне правительства в Триполи, которое также поддерживают Турция и Катар. Кроме того, Италия поддерживает ряд других группировок, включая «Бригады Мисураты» и «Бригады Зинтана». Зато Хафтара поддерживают Объединенные Арабские Эмираты и соседний Египет.

Свет кремлевских звезд в ливийской земле

Политика Москвы отличается особой оригинальностью. Кремль ведет диалог как с Хафтаром, так и правительством в Триполи, хотя пока что больше поддерживает именно Хафтара. Более того, по некоторым данным, инициативу проявляют обе ливийские стороны. Они даже соревнуются за благосклонность и поддержку Москвы, впечатлившись тем, как Кремль фактически спас Башара Асада и его режим в Сирии.

Когда Хафтар, его представители и правительство в Тобруке слишком сильно заигрываются, заявляя, что именно они являются проводниками интересов Москвы в Ливии, Москве приходится объясняться с Триполи. Дело в том, что формально Триполи контролирует до 70% территории и населения страны. Правда, это условно, поскольку группировка, которая сегодня поддерживает одну сторону, завтра может перебежать в противоположную. В Ливии налицо хорошо известная в Украине атаманщина.

И все же, Москва больше поддерживает Тобрук и Хафтара. Этот фельдмаршал, который еще не так давно ходил в генерал-майорах, а также его представители часто посещают Москву, встречаются с московскими деятелями наподобие министра обороны Шойгу и директора Службы внешней разведки Патрушева. Хафтар и очень многие офицеры его армии учились в Советском Союзе и в России, они говорят по-русски, их армия вооружена советским/российским оружием, построена по советскому образцу. Хафтар и его представители не устают подчеркивать эту близость.


Сергей Шойгу, министр обороны РФ и Халифа Хафтар, ливийский фельдмаршал

В ответ, как видим, Кремль насыщает регион вооружением и воинскими контингентами, хотя существует эмбарго ООН на поставку в Ливию оружия.

Возвращаясь к тому вопросу, который был поставлен в заглавии, отметим следующее. Несомненно, Москва преследует цели взять под контроль миграционные потоки, поставки нефти и газа из Северной Африки в Европу. Что касается газа, это особо важно в преддверии возможного передела европейского газового рынка.

Однако просматривается еще и цель формирования пророссийской военно-политической дуги из Сирии через Египет в Ливию. Следует отметить, что египетский режим маршала-президента Абделя Фаттаха ас-Сиси в последнее время также устанавливает все более тесные отношения с Москвой, на что почему-то обращают незаслуженно мало внимания. Вместе с тем, это очень знаменательный факт, свидетельствующий об очередной смене внешнеполитической «ориентации» Египта, считающегося самым важным и сильным в военно-политическом смысле арабским государством.

Именно ас-Сиси поддерживает, очевидно, не без содействия Москвы, Хафтара в Ливии. В частности, Египет помогает Хафтару авиацией, которой у Тобрука нет. В этом смысле, неслучаен выбор в качестве союзника в Ливии именно Хафтара и Тобрука в Киренаике, которая географически граничит с Египтом, и в нее удобно поставлять оружие и войска через египетские порты и далее по пустыне, не «светясь» в ливийских портах в то время, как Ливия находится под оружейным эмбарго.

Словом, Кремль выстраивает в Северной Африке промосковскую дугу влияния. Западные спецслужбы, откровенно говоря, прошляпили эти процессы. Нынешние «сливы» британским спецслужбами информации через СМИ очень похожи на попытку оправдаться.

Таким образом, в Ливии назревает еще один очаг борьбы сильных государств за сферы влияния, и это чревато глобальными проблемами.

Читайте продолжение…

Александр Карпец