На Острове Свободы на протяжении многих лет велись многообещающие исследования по созданию терапевтической вакцины против рака легких, сообщает Wired. Из-за 55-летнего торгового эмбарго во главе с США, Куба во многом отстала от остального мира, но точно не в медицине.
В свете ряда факторов, в том числе и из-за столь внушительных подвижек в борьбе с раком, администрация президента США последние годы старается нормализовать отношения с Кубой. В прошлом месяце, во время визита губернатора Эндрю Куомо в Гавану, институт по исследованию рака «Roswell Park» заключил соглашение с Кубинским Центром молекулярной иммунологии о поставке вакцины против рака легких и проведении клинических исследований в США. Фактически, американские исследователи выводят вакцину Cimavax на рынок Соединенных Штатов и уже оформляют бумаги по утверждению ее как медикамента.
«Шанс испытать вакцину от рака является захватывающей перспективой» — говорит Кэндис Джонсон, генеральный директор центра Roswell Park. «Информация о вакцине очень взволновала нас, потому что все исследования показывают, что она имеет низкую токсичность и относительно дешевая в производстве и хранении». Центр подготовит всю необходимую документацию о токсичности вакцины и результатах предыдущих испытаний. По словам Джонсона, они надеются получить добро на проведение тестов Cimavax в течение ближайших шести-восьми месяцев, а начать клинические испытания уже через год.
Так как же Куба, страна рома и сигар, достигла подобных успехов в иммунной онкологии? Многие не знают, что Остров Свободы является одним из мировых лидеров в биотехнологиях и медицинских исследованиях. Особенный контраст возникает, когда узнаешь, что средняя зарплата на Кубе составляет 20$ в месяц. По сравнению с США, Куба тратит значительно меньше средств на здравоохранение, а средняя продолжительность жизни в этих странах, фактически, равная. «Им приходилось делать больше при меньших затратах» — говорит Джонсон, — «следовательно, исследователям Кубы приходилось быть еще более инновационными, чем ученым западного мира. На протяжении 40 лет они активно развивали собственную школу иммунологии».
Несмотря на десятилетия экономической и технологической блокады, Фидель и Рауль Кастро сделали биотехнологии и медицинские исследования, а именно профилактическую медицину, приоритетной сферой деятельности на уровне государства. После вспышки лихорадки денге в 1981, которая поразила почти 350 000 кубинцев, правительство Кубы развернуло активные биологические и медицинские исследования. Различные учреждения стали заниматься научно-исследовательской деятельностью по целому ряду вопросов. Первым существенным и, отчасти, неожиданным для остальных, успехом кубинцев было создание синтетического интерферона — белка, играющего важную роль в иммунной реакции человека. После этого кубинские ученые сделали еще несколько прорывов в вакцинации, например, создали собственные эффективные вакцины от менингита B, гепатита B и синтезировали моноклональные антитела используемые при пересадке почек.
Рак легких является четвертой по частоте причиной смертности на Кубе, что неудивительно, учитывая повсеместную культуру курения табака на острове. Исследователи Центра молекулярной иммунологии работали над вакциной Cimavax на протяжении 25 лет, пока министерство здравоохранения Кубы не сделало ее общедоступной для граждан в 2011 году. Каждая прививка обходится правительству около 1$. Население вакцинируется бесплатно.
Вторая стадия испытаний, проводимая с 2008 года, показала, что больные раком легких, получившие вакцину, прожили, в среднем, от четырех до шести месяцев дольше. Это подтолкнуло Японию и некоторые европейские страны также начать клинические исследования Cimavax.
Справедливости ради стоит отметить, что при помощи Cimavax, вероятнее всего, излечить рак невозможно, во всяком случае, на текущей стадии развития препарата. Вакцина не атакует опухоль напрямую, а начинает действовать только после того, как белок, вырабатываемый опухолью, начинает циркулировать в крови. Нейтрализация этого белка позволяет родным антителам организма бороться с гормоном, стимулирующим рост эпителиальной ткани бронхов, которая и формирует злокачественные новообразования, известные больше как рак легких. То есть необходимо четко понимать, что вакцина — это не лекарство, хотя многие считают иначе. Вакцина — это инструмент, позволяющий стимулировать иммунную систему человека для борьбы с определенными болезнями. Cimavax, на своей текущей стадии, является препаратом, который замедляет рост и появление метастазов, позволяя купировать активно развивающийся рак и перевести его в управляемую, хроническую стадию.
Все это дает больным раком легких из США и Европы еще один вариант лечения. Исследователи из Roswell Park говорят, что планируют изучить потенциал вакцины как профилактического средства, то есть сместить акцент в сторону традиционного вакцинирования с целью предупреждения заболевания. Кроме того, эпидермальный фактор играет важную роль и в развитии многих других видах рака, таких как рак простаты, толстой кишки, молочной и поджелудочной железы. «Все эти виды рака являются потенциальными мишенями для новой вакцины» — говорит Кельвин Ли, иммунолог парка. Основной причиной того, что кубинцы не смогли проверить возможность применения Cimavax для борьбы со всеми перечисленными видами рака, является не их недальновидность, а недостаток финансирования.
Cimavax — не единственный препарат с подобным потенциалом, разработанный кубинскими учеными. Томас Ротштейн, биолог Фейнштейнского института медицинских исследований в течение шести лет работал с Центром молекулярной иммунологии над другой вакциной для лечения рака легких под названием Racotumumab, которая имеет совершенно иной механизм действия. (Атакует конкретный липид, найденный в клеточных мембранах опухолей). «Исследователи всего мира пытаются найти лекарство от рака» — говорит Ротштейн. «Кубинцы мыслят иначе, талантливо, используют оригинальные подходы к решению проблем».
Президент США Обама в последние годы использовал все свое влияние для того, чтобы ослабить эмбарго против Кубы в отношении медицинского и научно-исследовательского оборудования. Но для того, чтобы кубинские исследователи могли стать в полный рост и начать совместную работу с зарубежными коллегами, блокаду нужно будет снять. Пока же, ограниченные политикой, кубинские исследователи не могут поделиться инновациями со своими коллегами по всему миру. Быть может, если блокада будет снята, кубинские ученые смогут поделиться опытом, который они копили десятилетиями, со своими коллегами по всему миру.