Со дня на день в Европе и Северной Америке начнётся эпидемия сезонного гриппа. Откуда ждать вирус? Как подготовиться к его появлению, чтобы своевременно разработать вакцину?
В 2008 году первый глобальный генетический анализ вирусов гриппа показал, что ежегодное зимнее буйство в Северном, в затем и Южном полушарии определяется эволюцией вируса в Китае и его окрестностях. Построение древа штаммов заставило предположить, что грипп постоянно циркулирует в Восточной Азии, после чего выходит из этого тигля и совершает кругосветное путешествие.
Однако новая работа показала, что ситуация не столь проста.
Если источником гриппа является Восточная Азия, там должно наблюдаться наибольшее генетическое разнообразие вируса, отмечает Джастин Бал из Медицинской школы Университета Дьюка и Национального университета Сингапура. Его группа сравнила вирусы, собранные в 2003–2006 гг. в Китае, Гонконге, Японии, Австралии, Европе и Нью-Йорке. «В Восточной Азии мы обнаружили намного меньше разнообразия, чем в других местах, — говорит г-н Бал. — Это нас удивило».
В целом картина выглядела так, словно в Восточную Азию мигрируют вирусы всего мира, а не наоборот. Г-н Бал приходит к выводу, что с этого региона пора снять ярлык. В любой момент где-то идёт эпидемия гриппа — вот там-то, по мысли учёного, и образуются новые штаммы. А какая именно эпидемия даст тот вирус, который в следующий сезон начнёт заражать мир, предугадать нельзя. Надо вести круглогодичное наблюдение за всем земным шаром.
Специалисты, предложившие считать источником эпидемий Восточную Азию, раскритиковали коллег. Колин Рассел из Кембриджского университете (Великобритания) указывает на то, что новое исследование охватывает слишком мало времени и пространства для выявления истинной картины. Г-н Бал обещает, что и то, и другое будут расширены.
Вопрос о происхождении гриппа очень важен: поскольку изготовление ежегодной вакцины занимает шесть месяцев, она всегда основана на предсказаниях эпидемиологов, а не на изучении штамма, вызвавшего эпидемию. Когда болезнь приходит, на создание вакцины уже нет времени.