Современная концепция прав человека основывается на следующих положениях: человек располагает своим автономным миром, вмешиваться в который не может никакая власть; защищая свои права, человек может предъявлять свои требования государству.
Права и свободы человека не дарованы ему ни богом, ни государством, поэтому их называют естественными правами человека.
Человек не обязан никакой высшей, сакральной (божественной) или светской (государственной) власти за свои права. Он не должен воздавать хвалу и быть в вечном долгу за то, что его облагодетельствовали, наделили правами и свободами. Достоинство человека несовместимо с рабской благодарностью за то, что ему, Человеку, позволили воспользоваться крохами (его же) прав и свобод. Они принадлежат ему уже в силу того, что он – человек.
С другой стороны, человек, как писал Эрих Фромм – существо прежде всего социальное, и функция его личности в социальной структуре рассматривается через призму его динамической адаптации к структуре общества, которое его окружает. Говоря проще – характер, личность, темперамент и ценности человека зависят от тех 20-50 людей, с которыми он видится ежедневно. Причем, в список входят не только и не столько близкие родственники, друзья и коллеги по работе – сколько прохожие, с которыми этот человек видится ежедневно, например каждое утро по дороге на работу: сосед в лифте, дворник, подметающий улицу, официант в кафе и т.д. И чем больше среди них умных и доброжелательных людей – тем лучше в конце концов становится и сам индивид.
Осознание первого и принятие второго в целом формирует зрелость общества и его современные гуманитарные принципы. Если в обществе принято испражняться в переходах – это общество нельзя назвать человеческим. Если в обществе толерантно относятся к воровству – любая концепция независимости выглядит как пустая декларация. Если общество считает себя свободным, но не умеет регулировать собственные нормы свободы – это общество неминуемо разрушится, т.к. его индивидуумы не в состоянии взаимодействовать друг с другом, объясняя это нарушением собственных прав.
Парадокс в том, что государство здесь вообще не причём.
Илья КЕНИГШТЕЙН