Последние новости
Сегодня
5 ноября 2024
4 ноября 2024

Проблема Бабьего Яра: Какая разница, кто руководит проектом, заказчиками которого являются Путин и Сурков?, – Иосиф Зисельс

29 июня 2020, 12:17
no image

Проект Мемориального центра Холокоста "Бабий Яр", большую часть которого финансируют Михаил Фридман, Павел Фукс и Герман Хан, имеет своей целью дискредитировать Украину в интересах России.

Об этом советский диссидент, правозащитник, сопредседатель Ассоциации еврейских общественных организаций и общин (Ваад) Украины Иосиф Зисельс сказал в интервью Цензор.НЕТ.

“Как известно, в гибридной войне есть информационный фронт. Сегодня Россия стремится выставить украинцев перед всем миром фашистами, нацистами, антисемитами и ультранационалистами. Мы видим, что Россия ведет соответствующую пропаганду, тратя на это огромные деньги. И когда я доказываю, что и текущий проект в Бабьем Яру направлен туда же, то многие не хотят верить. Потому что это очень болезненный вопрос – Бабий Яр. Хочется, чтобы там был мемориал. И не считаются с тем, что там стоит уже 30 памятников. Такое многообразие памятников вполне соответствует тому, какой есть Украина. Она развивается, очень медленно и противоречиво.За последние два месяца мы увидели сотни публикаций из-за возмущения, к сожалению, не тем, что это российский проект, а тем, что арт-руководителем стал Илья Хржановский. И как раз это меня не волнует. Какая разница, кто руководит проектом, заказчиками которого являются Путин и Сурков?”, – сказал он.

На вопрос, насколько глубокую почву имеют под собой подозрения о том, что за проектом стоит РФ, Зисельс ответил:

“Я не СБУ и у меня нет оперативных возможностей доказать, что Сурков является куратором этого проекта. Знаю, что он является куратором российской войны против Украины, которая имеет информационный фронт. Тем более, они с Фридманом друзья. И поскольку я примерно понимаю, как устроена Россия, то не думаю, что такой важный вопрос может пройти мимо Путина и Суркова. Почему Путин позволяет подконтрольным ему бизнесменам вложить 100 миллионов долларов в культурный проект в стране, которую он хочет уничтожить? Надо иметь диссидентское бэкграунд, чтобы это понимать. К сожалению, или к счастью, не у всех он есть”.

По его словам, корни нынешнего общественного проекта лежат в Вадиме Рабиновиче.

“Мы в 2006-2007 годах воевали с его идеей построить на месте расстрелов и кладбища три храма и музей. Он каким-то образом получил от города в аренду участки земли, собирал деньги у бизнесменов на строительство, но так ничего и не построил. Фукс себя называет учеником Рабиновича. Когда Фукс в феврале 2016 со мной разговаривал, то даже не вспоминал о Кличко. Сказал, что обращается от имени Фридмана и Хана, которые хотят за 100 миллионов долларов построить что-то грандиозное, чего нет ни в Израиле, ни в США. После того разговора они сразу поняли, что получат сопротивление. Поэтому решили создать другую легенду начала проекта и построить “защиту” со свадебных генералов. Тогда в проекте появились Пинчук, Кличко, Вакарчук, которые прикрывают российское нутро украинским фасадом.

Поэтому Хржановский сам по себе не мешает. Он ко мне приходил в ноябре, мы разговаривали три с половиной часа. По Бабьем Яру я ему четко сказал: никакого моего сотрудничества не будет, потому что я считаю этот проект частью войны против Украины.

Во-вторых, я еще два года назад во время слушаний в парламентском комитете по правам человека предложил компромисс. Сказал: “Я могу, но не хочу воевать по Бабьем Яру. Давайте сделаем общий проект. Объединим две команды (русскую и украинскую), обязательно на паритетных условиях. Начиная с финансирования и заканчивая уборщицами, все должно быть пополам. Но украинский команда должна иметь право вето на вопросы, которые несут угрозу национальной безопасности Украины”. Это я сказал всей команде российского проекта, в том числе председателю наблюдательного совета Натану Щеранскому. Однако они это отвергли”, – сказал Зисельс.

Выказанное недавно Щеранским предложение о присоединении делегатов от государства к проекту Зисельс назвал абсурдом:

“Государство должно делать проект и предлагать иностранцам входить туда, а не наоборот. Они пытаются выкрутиться, чтобы уладить эту большую проблему, которая возникла вокруг Хржановского. Хотя он не заслуживает такого внимания в этом плане. Он режиссер, так видит мир. Кстати его первый фильм “4” мне понравился. Но это не имеет никакого отношения к мемориалу в Бабьем Яру”.

Напомним, мемориальный центр Холокоста “Бабий Яр”, осуществляется при поддержке мэра Киева Виталия Кличко. Главными инициаторами и спонсорами проекта являются российские бизнесмены Михаил Фридман, Герман Хан и Павел Фукс. Позже к ним присоединился Виктор Пинчук. В 2019 году арт-директором проекта был назначен российский режиссер Илья Хржановский, чей подход к исторической памяти вызвал неоднозначную реакцию украинской научной и культурной общественности.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи