В индивидуалистских обществах эмоции выражают свободнее, чем в коллективистских,
Когда общаешься с американцами, быстро узнаешь, что больше всего в России их удивляет не отсутствие медведей на улицах и не холодец, а то, что русские мало улыбаются. Мы же про себя знаем, что мы не просто мало улыбаемся – широкие американские улыбки без весомого на то повода кажутся нам ненужными, фальшивыми и даже вызывают раздражение. Недавно появилось научное объяснение неулыбчивости россиян, пишет обозреватель Atlantic Ольга Казан.
Известная поговорка «смех без причины – признак дурачины» иллюстрирует не только российское отношение к веселости. Этот же принцип действует и в других обществах, где улыбка воспринимается не как знак теплоты, вежливости или уважения, а как указание на глупость или хитрость. Психолог Куба Крыс, член Польской академии наук, который давно занимается изучением социальных аспектов улыбки, объясняет неулыбчивость общества явлением избегания неопределенности. Оно подразумевает, что минимизация неопределенности в обществе может служить инструментом, с помощью которого справляются с тревогой. Культуры с высоким уровнем избегания неопределенности обычно живут в условиях нестабильной работы важнейших социальных систем – судов, здравоохранения, соцзащиты и так далее. Таким обществам будущее представляется непредсказуемым и неконтролируемым.
Поскольку улыбка – это признак уверенности, объясняет Казан, в таких обществах она воспринимается людьми неоднозначно: с чего улыбаться, если за поворотом ждет беда? Если только ты не дурачина.
В своей последней работе польский психолог исследовал отношение к улыбке в 44 культурах. Для этого он попросил более 5000 участников оценить фотографии, на которых одни и те же модели улыбались или позировали без улыбки. Затем ученый сравнил полученные результаты с позициями стран на шкале избегания неопределенности, составленной международной командой исследователей в 2004 году.
В ходе эксперимента исследователь установил, что жители Германии, Швейцарии, Китая и Малайзии воспринимают улыбающиеся лица как более умные, а вот в России, Японии, Индии, Иране, Южной Корее, а также во Франции, наоборот, улыбку считают признаком небольшого ума. На графике: справа от красной линии страны, где улыбка считается свидетельством ума, слева – признаком глупости.
Улыбка и интеллект
Источник: Be Careful Where You Smile: Culture Shapes Judgments of Intelligence and Honesty of Smiling Individuals. Journal of Nonverbal Behavior, June 2016, Volume 40, Issue 2, p. 101–116
Кроме того, в ряде стран – тех же Индии и Иране, в Аргентине и на Мальдивах – улыбка ассоциировалась с нечестностью. На графике: справа от красной линии страны, в которых улыбка воспринимается как указание на честность человека, слева – наоборот.
Улыбка и честность
Источник: Be Careful Where You Smile: Culture Shapes Judgments of Intelligence and Honesty of Smiling Individuals. Journal of Nonverbal Behavior, June 2016, Volume 40, Issue 2, p. 101–116
Кроме того, польский ученый сравнил результаты с «коррупционными» рейтингами Transparency International и Heritage Foundation. По утверждению исследователя, он обнаружил «значительную» корреляцию: глупой и обманчивой улыбку считают люди, живущие в коррумпированных государствах. Коррупция, вероятно, даже «ослабляет значимость такого эволюционного инструмента, как улыбка», отмечает ученый в своей статье.
Существуют исследования, объясняющие отношение к улыбке и другими факторами, например уровнем индивидуализма, иерархичности или феминности/маскулинности общества. Команда ученых из разных стран пришла к выводу, что в индивидуалистских обществах эмоции выражают свободнее, чем в коллективистских, в культурах, имеющих горизонтальную структуру власти (так называемая малая дистанция власти), – свободнее, чем в иерархических. Указывалось, что в Китае улыбаются, чтобы скрыть страдание, гнев или смущение, а в Японии – чтобы замаскировать недовольство в присутствии человека с более высоким статусом.
Как отмечает Atlantic, сложно воспринимать исследование польского психолога безоговорочно, как истину в последней инстанции – во-первых, уровень избегания неопределенности в обществе должен зависеть от момента опроса (можно ожидать, что страх за будущее растет в странах, которые проходят через экономический или политический кризис), во-вторых, существуют разные способы измерить этот показатель. Однако то, что неприветливость по отношению к незнакомым людям можно объяснить с помощью науки, как-то успокаивает