Пришельцы вытесняют аборигенных рыб: судака, леща, тарань, рыбца и бычка, а также "речные фильтры" - белого амура и толстолобика.
В Ингуле, Южном Буге, Днепро-Бугском лимане и местных урочищах в пределах Николаевской области содержание нитритов в некоторых местах в 13 раз превышает норму, кроме того, аммиака в водоемах больше, чем в четыре с половиной раза.
Также, по данным Госпотребслужбы Николаева, пробы воды показали, что там есть опасная смесь сероводорода.
В этом году комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности даже заподозрила, что николаевские реки поразила холера. Эксперты сразу же ввели строгие ограничительные меры на купание, лов рыбы и торговлю морепродуктами, но после повторного исследования возбудителей якобы не обнаружили. В то же время в этом году регион страдал от ботулизма и лептоспироза.
Паразитов переносят птицы
Специалисты говорят, что виной размножения незнакомой заразы являются рыбы-чужеземцы, которые недавно появились в наших широтах. Некоторые из них уничтожают водоросли, борющиеся с вредными примесями, поглощая, к примеру, фосфаты, калий и нитраты. В то же время у местных обитателей водоемов заводятся привнесенные паразиты. Прежде всего, из-за новых видов рыбоядных птиц, которые служат “удобрителями” водоемов. Например, дикие лебеди-шипуны, которые не гнездятся в Причерноморье, полярные совы, коршуны. Все они бежали из тундры от рекордных морозов. А цапли и пеликаны, живущие в Африке и Южной Азии, все чаще остаются зимовать у нас.
– Из-за глобального потепления маршруты птиц меняются, – говорит заведующий отделом диагностики и борьбы с болезнями рыб Николаевской региональной государственной лаборатории ветеринарной медицины Сергей Гончаров. – Именно птицы, в основном, и становятся распространителями паразитарных инвазий.
В частности, из-за птиц мы стали регистрировать новые болезни, которых раньше у нас никогда не было. По большей части, это разнообразные виды кишечных инфекций.
Пришельцы едят аборигенов
Кроме того, пришельцы вытесняют аборигенных рыб: судака, леща, тарань, рыбца и бычка, а также т.н. речные “фильтры” – белого амура и толстолобика. В последнее время из ценных видов в южных водоемах, по данным заместителя директора Института биологии южных морей Юрия Токарева, остались только тюлька, шпроты и хамса. А Днепро-Бугский лиман облюбовали китайские мохнаторукие и голландские крабы, также питающиеся моллюсками и остатками рыб. Один из самых опасных хищников – солнечный окунь, заплывший в наши воды аж из Северо-Американского континента. Он ест рыб, насекомых, пиявок, раков и личинок. Там, где поселился американский окунь, сразу жди сокращения популяции аборигенных рыб примерно в пять раз.
– Этот окунь хорошо приспособился и прекрасно себя чувствует в наших температурных режимах, – рассказал Сергей Гончаров. – В то же время, для нас это проблема, так как он подчистую съедает икру и молодых рыб, а сопротивляться таким атакам наши рыбки не могут.
Не последнюю роль в заражении водоемов играют слив отходов и канализационные стоки, а также браконьеры. Кроме того, в акватории южных рек и моря в последнее время расплодились японские рапаны, завезенные когда-то из Тихого океана. Они съедают мальков коренных обитателей водоемов, которые очищают воду: мидий, асцидий, моллюсков и мшанок. Кроме того, мидии, говорят ученые и без того стали плохо себя чувствовать в филлофоре, где уничтожаются ракообразные виды рыб.