Сотни мирных жителей, укрывшихся на химическом заводе "Азот" в Северодонецке, больше не могут эвакуироваться из-за постоянных артобстрелов со стороны России.
Об этом сообщил в четверг глава Луганской областной военной администрации Сергей Гайдай, информируют Экономические новости.
«Сейчас оттуда невозможно выбраться», — сказал Сергей Гайдай. «То есть, физически это возможно, но очень опасно из-за постоянных обстрелов и боев».
«Если кто-то выйдет, то вероятность того, что он погибнет, составляет 99%», — добавил он.
Гайдай сообщил, что в настоящее время на востоке Украины на заводе укрываются 568 человек, включая 38 детей.
У гражданских лиц, укрывающихся на «Азоте», есть запасы продовольствия, но они не пополнялись уже две недели, сообщил в среду глава райадминистрации Северодонецка Роман Власенко. По его словам, большинство укрывающихся там — это работники химического завода, члены их семей и некоторые местные жители.
«Они прятались там с самого начала», — сказал он. «Там есть настоящие бомбоубежища».
Завод «Азот» — это крупное химическое предприятие, которое до войны было одним из крупнейших производителей нитрата аммония, используемого в качестве удобрения, в стране. Group DF, конгломерат, которым управляет украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ, заявил, что мощность завода составляла более двух миллионов тонн в год, и он также производил такие продукты как аммиак.
Эти соединения, конечно же, очень взрывоопасны и вредны для здоровья человека. Но Group DF заявила в марте, что она быстро приняла меры по охране завода, когда в конце февраля началась война, и что он «не представляет никакой опасности» для окрестностей и жителей.
«После начала войны производство было полностью приостановлено», — говорится на сайте компании. «Остатки готовой продукции (удобрений) и химикатов были полностью вывезены с территории предприятия за пределы Луганской области».
Гайдай рассказал, что власти пытались убедить укрывающихся там мирных жителей покинуть завод в прошлом месяце, до разрушения основных мостов, но многие из них были убеждены, что оставаться на месте будет безопаснее.
«Они не хотели уходить», — сказал Гайдай. «Они почему-то думали, что там безопаснее. Последний раз мы предложили им эвакуироваться за день или два до того, как был разрушен первый мост 21 мая. Мой первый заместитель приехал поговорить с ними, но, к сожалению, они не захотели уезжать».
Он сказал, что было несколько случаев, когда гражданские лица покидали укрытие — например, чтобы приготовить еду — и затем были ранены или убиты во время обстрела.
На этой неделе все три основных моста между Северодонецком и соседним Лисичанском стали непроходимыми. Гайдай сказал, что маршруты между городами все еще существуют, но они требуют больше времени для проезда вдоль реки Северский Донец — и больше подвергаются обстрелам.
Однако тот факт, что эти маршруты вообще существуют, отличает завод «Азот» от завода «Азовсталь» в Мариуполе, где гражданские лица и бойцы укрывались в течение нескольких недель в начале этого года. В том случае украинцы были окружены российскими войсками с трех сторон и Азовским морем с четвертой стороны.
Ранее на этой неделе Россия заявила, что откроет «гуманитарный коридор» для эвакуации гражданского населения завода, но только на контролируемую Россией территорию на севере, а не в контролируемый Украиной Лисичанск на западе.
Гайдай сказал, что эвакуация была бы возможна только в случае полного прекращения огня, но он весьма скептически относится к любым обещаниям России.
По словам украинских чиновников, в ходе войны российские войска неоднократно нарушали обещания открыть эвакуационные коридоры, загоняли эвакуируемых гражданских лиц на свою территорию и не соблюдали соглашения о прекращении огня.
«Я слышу многое из того, что они говорят, но 99% из этого — просто чепуха или ложь», — сказал Гайдай. «Если будет полное прекращение огня, тогда мы сможем вывезти людей. Но я не верю русским — сколько бы они ни врали, сколько бы ни давали слово и не сдержали его. Таких доказательств очень много».
