Кому-то из луганчан продолжает сниться родной дом, а кто-то наоборот вспоминает о том, как бежал из него, с дрожью.
Люди и города. Кременчуг.
В молодости было иначе – города и люди. Безудержная жажда нового и жесткие рамки, в которые нас ставила жизнь, сочетались плохо. Но мы ловили каждую возможность убежать от будничной рутины и побывать в новом месте. Если было совсем туго с временем и финансами, то путешествовали “вприкуску”, слушая рассказы, читая письма и разглядывая фотографии наших друзей, которым повезло больше, чем нам.
Условия, в которых приходилось тогда отдыхать, сейчас вызывают уважение к нашей стойкости. Но молодость тем и хороша, что она смотрит за горизонт, а не под ноги. И мы в любых обстоятельствах ухитрялись найти интересное и устроить праздник путешествий для себя и детей. Конечно, уставали, но восстанавливались быстро.
Сейчас мы уже не стремимся посетить все музеи и добежать до всех достопримечательностей. Уже совершенно неважно, кто и в каком году построил эту крепость и замок. Остается только вкус путешествия. И часто он совсем не совпадает с глянцевым рекламным проспектом этого места.
Например, вместо сказочного замка Нойшвайнштайн у меня в памяти всплывает, как мы смотрели там в небо, изрисованное сотнями белых полосок от самолетов. Даль была такой хрустальной, как бывает только высоко в горах. И казалось, что уже наступила всеобщая гармония, люди договорились об общих правилах – вон как слаженно летают самолеты разных стран над землей, за которую дрались веками…
Люди и города. Раньше мы любили открывать новые города сами. Теперь больше ценим общение с людьми. Пришло понимание, что отмененное свидание может уже никогда не состояться. И в том, как близкие тебе люди делятся своими любимыми местами, есть что-то такое… Не знаю, как подобрать слово – только для тебя. Ты можешь долго не видеться с человеком – и встретиться, как будто вчера расстались.
С возрастом и после 2014-го уже отчетливо понимаешь, с кем ты одной крови. Наших луганских теперь можно встретить в любом городе Украины. И, что приятно, везде они нужны и уважаемы, наши врачи и программисты, преподаватели и журналисты. И медсестры, с которыми вчера отмечали их праздник.
А вот в Луганске не пригодились, не те там сейчас ценности. Кому-то продолжает сниться родной дом, а кто-то наоборот вспоминает о том, как бежал из него, с дрожью. Когда они с улыбкой говорят о лете 2014-го, мне всегда хочется плакать и включить машину времени, чтобы можно было изменить ту весну, то лето, ту осень. Чтобы не было тысяч убитых, миллионов изломанных судеб. И стен с фотографиями тех, кого не вернешь, в каждом украинском городе.
Но колесо истории катится только вперед. И ты опять говоришь: “Спасибо, Господи, что взял деньгами”. И ступаешь на перрон чужого вокзала, попадая в объятия людей, с которыми перед войной общался эпизодически – ведь у тебя ж тогда была возможность увидеться с ними в любое время (только вот времени как раз и не хватало).
А теперь они тоже начали жизнь с нового листа и с нового места. И тебе интересно, как они смогли, что им нравится здесь, как они изменились. А их новый город – большая декорация в мизансцене вашей встречи. И он всячески старается понравиться вам. И незаметно очаровывает своими парками, цветами, зеленью, чистотой, умением не отвлекать от разговоров, когда вы долго идете по его улицам, любуетесь Днепром с набережной, сидите в кафе. Такое счастье быть со своими, говорящими с тобой на одном языке.
И с ними классно все: есть изумительные штрудели в чудном кафе над Днепром или наблюдать за лебедями и утками с мостика у новой-старой альтанки; смотреть, как рыбы дерутся за печенье; ожидать, когда выплывет нелюдимый бобер-отшельник. И сидеть вместе за столом до самого ночного поезда, и идти на вокзал по ночному спокойному городу, наслаждаясь общением с дочкой друзей (так интересно с молодыми – и насколько они уже другие, замечательные наши дети). Спасибо вам за ваш Кременчуг, ребята! Как хорошо, что вы у нас есть.
P.S. Да, нашла еще один маршрут для зрадофилов-мазохистов: брала с собой в поезд книгу, но вместо чтения смотрела в окно. Не могла оторваться от нашей любимой красивой страны. Поля, леса, озера, белые домики с аккуратными огородами, разноцветные станции, гнезда аистов, весенняя нежная зелень, букеты белых акаций. Жить бы и жить…