На свете еще есть места, где у Евросоюза имеются поклонники, где он считается гарантом демократии, свободы и правовой защищенности, - пишет Нильс Краймайер в Financial Times Deutschland. - Речь не о присуждении Евросоюзу Нобелевской премии - нет, я имею в виду восточных соседей ЕС".
По мнению обозревателя, в Молдавии, на Украине и в Белоруссии “Проект Европа” все еще популярен и живет в сознании многих людей, являясь стимулом к реформам. Как известно, в воскресенье на Украине пройдут выборы в Державную Раду, и тут, как подчеркивает автор, будет предельно важно, какую позицию займет Европейский союз. “Вряд ли стоит ожидать какого-то необычного результата или смены власти, – полагает Краймайер. – Но настоящей взрывной силой обладает день после выборов, когда наблюдатели от Евросоюза, Совета Европы и ОБСЕ выносят свой “приговор” – прошло голосование честно или нет”.
“Это не только вопрос о том, будут ли фальсификации или запугивания: особенно интересно, какое значение европейские наблюдатели придадут нахождению под стражей лидера украинской оппозиции Юлии Тимошенко, осужденной при сомнительных обстоятельствах и лишившейся возможности участвовать в избирательной кампании, – продолжает Краймайер. – Если Евросоюз не признает выборы, являющиеся, по словам председателя Европейского Совета Хермана Ван Ромпея, “лакмусовой бумажкой” для Украины, честными и демократическими, ЕС не поставит свою подпись под соглашением об ассоциации и это будет иметь самые серьезные последствия для страны”.
Экономическая изоляция и отсутствие свободной торговли с Евросоюзом еще сильнее толкнут Украину в объятья России с ее проектом Таможенного союза. “Россия уже предложила Киеву газ по сниженной цене за вступление в Таможенный союз, – предостерегает автор. – А это, учитывая все более авторитарный стиль правления российского руководства, было бы равносильно прощанию Украины с Европой и ее правовыми нормами”.
Сейчас Евросоюзу предстоит принять историческое решение, говорится в статье: останется ли 45-миллионная страна, представляющая огромное стратегическое значение, в зоне влияния ЕС? Сможет ли Евросоюз привязать Украину ближе к себе, продолжая таким образом цивилизаторский проект, который начался с вступления Польши, Чехии и других стран бывшего Восточного блока восемь лет назад?
Как ни удивительно, пишет обозреватель, ответ уже предложила сама Юлия Тимошенко, высказавшаяся, несмотря на возбужденное против нее уголовное дело и ухудшение правовой ситуации в стране, за ратификацию соглашения между Украиной и Европейским союзом.